<< Вернуться

Литературно-критическое творчество

В. В. Бондаренко так охарактеризовал стиль Вяземского-критика: «Хотя более привычен он как поэт, все помнят его статьи о Державине и Озерове. Как и в поэтических творениях, в критической прозе князь блещет глубокими мыслями, остротами, резкими суждениями, судит пристрастно, но остро и весьма занимательно. Никогда о предмете своём Вяземский-критик не скажет вяло и сухо: его статьи – это маленькие монографии, непременно заострённые против кого-то, пестрящие отступлениями, сопоставлениями, словом, как затем скажет Гоголь, "пёстрый фараон всего вместе"; слог неровен, но не от неумелости, от обилия мыслей» [Бондаренко 2004: 177].

Первым крупным критическим выступлением Вяземского в печати стала статья «О Державине» (1816).

Самой масштабной работой осени 1821 года стала для Вяземского большая статья «Известие о жизни и стихотворениях Ивана Ивановича Дмитриева», написанная по заказу петербургского Вольного общества любителей российской словесности. Вяземский с почтением отзывался о творчестве одного из главных своих учителей.

В статье «О "Кавказском пленнике", повести соч. А. Пушкина» (1822) и в предисловии к первому изданию «Бахчисарайского фонтана» («Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова», 1823) Вяземский приветствовал успехи русской романтической поэзии. Уважительно относясь к отечественной литературной традиции, критик тем не менее считал, что современные поэты должны следовать в своих творениях «одним вдохновениям смелой независимости», придавать им черты народности и «местности». Именно Вяземский одним из первых заговорил о том, что подлинное творчество всегда народно и потому нет смысла противопоставлять новых и древних авторов.

В статье «Ревизор, комедия соч. Н. Гоголя» (1836) Вяземский оценивает выход гоголевской комедии как важное литературное событие, ставя произведение в один ряд с «Недорослем» Д. И. Фонвизина и «Горем от ума» А. С. Грибоедова.

В апреле 1847 года Вяземский написал одну из лучших своих критических статей – «Языков. – Гоголь». Первая часть статьи выдержана в духе традиционного некролога (в конце 1846 года умер Н. М. Языков). Вторая часть посвящена гоголевским «Выбранным местам из переписки с друзьями». Вяземский не становится ни на позицию восхваления книги Гоголя, ни на позицию её полного отрицания. Не скрывая, что далеко не всё в «Выбранных местах» ему нравится, Вяземский, тем не менее, отмечает безусловные художественные достоинства произведения: «Везде виден человек, который духовными исследованиями над собою и жизнью доискался многого и дошёл далеко».

Николай Михайлович Языков. Литография Р. Гундризера
с рисунка А. Хрипкова (1829)
  Николай Васильевич Гоголь. Гравюра Ф. Иордана
с портрета Ф. Моллера (1841)

В статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» (1847) Вяземский подверг резкому осуждению новое поколение русских писателей. Занимая в 1840-е годы консервативную общественно-литературную позицию, критик с грустью констатировал уход в прошлое золотого века русской литературы, связанного с именами Карамзина как автора «Истории государства Российского», Пушкина и поэтов пушкинской плеяды. Он сетовал на то, что аристократия талантов, посвящавшая себя «подвижничеству мысли и слова», сменилась литературным «безначалием», что «владычество вымысла и художественности» потеснено злободневностью, «духом партий». Не принимая превращения современной литературы в публицистику, Вяземский отстаивал необходимость продолжения пушкинских традиций. В качестве высших образцов художественной прозы критик называл «Арапа Петра Великого» и «Капитанскую дочку», восхищаясь достоверностью изображения в них событий и исторических лиц, глубиной психологического анализа.

(Использованы, среди прочего, материалы учебника: История русской литературной критики / В. В. Прозоров, О. О. Милованова, Е. Г. Елина и др.; Под ред. В. В. Прозорова. – М.: Высшая школа, 2002. – 463 с.)

 

Главная

Вяземский-
поэт
Вяземский-
публицист
Вяземский-
мемуарист
Вяземский-
переводчик
Вяземский и Пушкин Хроника Библиография
© Пётр Андреевич Вяземский: творческое наследие. Электронный научно-образовательный проект © Иркутский государственный университет © Э.Е. Буров