<< Верунться

Мемуары

В 1863 году историк, библиограф Пётр Иванович Бартенев приступает к изданию историко-литературного журнала «Русский архив». Одним из первых привлечённых Бартеневым сотрудников стал Вяземский. Князь начинает переносить на страницы журнала материалы из своего архива – фрагменты своих «Записных книжек», примечаний и вступлений к своим публикациям мемуарного характера.

А. Л. Зорин и Н. Г. Охотин так характеризуют деятельность Вяземского как мемуариста-публикатора в «Русском архиве»: «Для мемуариста он чересчур концептуален и не увлечён своим "я", как историк, он слишком мало обращает внимание на крупномасштабные события в государстве, как моралисту, ему явно мешает любовь к частностям и исключениям, для коллекционера же в нём слишком много разборчивости и вкуса» [Вяземский 1988: 18].

Сам Вяземский-мемуарист, по мнению В. В. Бондаренко, сформулировал своё кредо в статье о князе В. А. Долгорукове (1868): «Официальная государственная жизнь князя Долгорукова не подлежит в этой статье ни нашей поверке, ни нашему суду. Мы до неё только мимоходом и коснёмся. Но в каждом официальном лице есть ещё другое лицо – самобытное, так сказать, перворождённое. Это последнее проглядывает сквозь внешнюю официальную обстановку. О нём с полным правом могут судить современники».

Заметное место в мемуарном творчестве Вяземского занимает тема жизни и творчества Н. М. Карамзина. М. И. Гиллельсон отмечает: «В мемуарных статьях Вяземского разбросаны ценные подробности о жизни Карамзина и даны оценки некоторым его произведениям. Если прочесть подряд статьи "О письмах Карамзина" (1866), "Стихотворения Карамзина" (1866), "Иван Иванович Дмитриев" (1866) и "Отметки при чтении исторического похвального слова Екатерины II, написанного Карамзиным" (1873), то возникает величественный образ "гражданина мира", который был "душою республиканец, а головою монархист"» [Гиллельсон 1969: 357].

Немало бесценных воспоминаний оставил Вяземский об обществе «Арзамас», а также о Пушкине, Мицкевиче. В статье «Мицкевич о Пушкине» (1873) Вяземский комментирует переведённые им отрывки из написанной на французском языке работы Мицкевича, посвящённой Пушкину, попутно вспоминая двух великих поэтов.

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти В. А. Тропинина (1818)   Александр Сергеевич Пушкин. Портрет кисти
О. А. Кипренского (1827)
  Адам Мицкевич. Портрет кисти И. Ф. Хруцкого (1850-е)

Вяземский остался в памяти потомков и как бытописатель Москвы. В его мемуарных статьях «Допотопная или допожарная Москва» (1865) и «Московское семейство старого быта» (1877) перед нами проходит целая галерея лиц, которые с детства запечатлелись в сознании Вяземского: граф А. Р. Воронцов, граф Н. П. Панин, князь П. А. Зубов, светлейший князь П. В. Лопухин, князь А. Н. Голицын, H. С. Мордвинов, князь Я. И. Лобанов-Ростовский, граф Ф. И. Киселёв, статс-секретарь Павла I поэт Ю. А. Нелединский-Мелецкий и многие другие.

В 1874–1875 гг. Вяземский написал очерк «Грибоедовская Москва». В очерке князь, обращаясь к теме «допожарной» Москвы, выступил против образа, созданного Грибоедовым в комедии «Горе от ума».

Оставил Вяземский и «Воспоминания о 1812 годе» (1868). В этом сочинении князь раскритиковал историческую концепцию Л. Н. Толстого, изложенную в романе «Война и мир», и предложил читателям собственное понимание законов истории и видение событий 1812 года.

В 1876 г., незадолго до смерти, князь написал небольшое «Автобиографическое введение» для первого тома Полного собрания сочинений. В. В. Бондаренко называет это сочинение «вершиной мемуарной прозы Вяземского» и отмечает: «Вспоминая раннее детство, отцовский дом, пансион патера Чижа, варшавскую службу и холерную осень 30-го года, Вяземский блещет иронией, умом, умением выстроить фразу, и даже его "фирменные" отступления от темы – равно как и перепутанная хронология – вовсе не портят общую картину» [Бондаренко 2004: 657-658].

 

Главная

Вяземский-
поэт
Вяземский-
критик
Вяземский-
публицист
Вяземский-
переводчик
Вяземский и Пушкин Хроника Библиография
© Пётр Андреевич Вяземский: творческое наследие. Электронный научно-образовательный проект © Иркутский государственный университет © Э.Е. Буров