В 1863 году историк, библиограф Пётр Иванович Бартенев приступает к изданию историко-литературного журнала «Русский архив». Одним из первых привлечённых Бартеневым сотрудников стал Вяземский. Князь начинает переносить на страницы журнала материалы из своего архива – фрагменты своих «Записных книжек», примечаний и вступлений к своим публикациям мемуарного характера.
А. Л. Зорин и Н. Г. Охотин так характеризуют деятельность Вяземского как мемуариста-публикатора в «Русском архиве»: «Для мемуариста он чересчур концептуален и не увлечён своим "я", как историк, он слишком мало обращает внимание на крупномасштабные события в государстве, как моралисту, ему явно мешает любовь к частностям и исключениям, для коллекционера же в нём слишком много разборчивости и вкуса» [Вяземский 1988: 18].
Сам Вяземский-мемуарист, по мнению В. В. Бондаренко, сформулировал своё кредо в статье о князе В. А. Долгорукове (1868): «Официальная государственная жизнь князя Долгорукова не подлежит в этой статье ни нашей поверке, ни нашему суду. Мы до неё только мимоходом и коснёмся. Но в каждом официальном лице есть ещё другое лицо – самобытное, так сказать, перворождённое. Это последнее проглядывает сквозь внешнюю официальную обстановку. О нём с полным правом могут судить современники».
Заметное место в мемуарном творчестве Вяземского занимает тема жизни и творчества Н. М. Карамзина. М. И. Гиллельсон отмечает: «В мемуарных статьях Вяземского разбросаны ценные подробности о жизни Карамзина и даны оценки некоторым его произведениям. Если прочесть подряд статьи "О письмах Карамзина" (1866), "Стихотворения Карамзина" (1866), "Иван Иванович Дмитриев" (1866) и "Отметки при чтении исторического похвального слова Екатерины II, написанного Карамзиным" (1873), то возникает величественный образ "гражданина мира", который был "душою республиканец, а головою монархист"» [Гиллельсон 1969: 357].
Немало бесценных воспоминаний оставил Вяземский об обществе «Арзамас», а также о Пушкине, Мицкевиче. В статье «Мицкевич о Пушкине» (1873) Вяземский комментирует переведённые им отрывки из написанной на французском языке работы Мицкевича, посвящённой Пушкину, попутно вспоминая двух великих поэтов.
Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти В. А. Тропинина (1818) |
|
Александр Сергеевич Пушкин. Портрет кисти
О. А. Кипренского (1827) |
|
Адам Мицкевич. Портрет кисти И. Ф. Хруцкого (1850-е) |
Вяземский остался в памяти потомков и как бытописатель Москвы. В его мемуарных статьях «Допотопная или допожарная Москва» (1865) и «Московское семейство старого быта» (1877) перед нами проходит целая галерея лиц, которые с детства запечатлелись в сознании Вяземского: граф А. Р. Воронцов, граф Н. П. Панин, князь П. А. Зубов, светлейший князь П. В. Лопухин, князь
А. Н. Голицын, H. С. Мордвинов, князь Я. И. Лобанов-Ростовский, граф Ф. И. Киселёв, статс-секретарь Павла I поэт Ю. А. Нелединский-Мелецкий и многие другие.
В 1874–1875 гг. Вяземский написал очерк «Грибоедовская Москва». В очерке князь, обращаясь к теме «допожарной» Москвы, выступил против образа, созданного Грибоедовым в комедии «Горе от ума».
Оставил Вяземский и «Воспоминания о 1812 годе» (1868). В этом сочинении князь раскритиковал историческую концепцию Л. Н. Толстого, изложенную в романе «Война и мир», и предложил читателям собственное понимание законов истории и видение событий 1812 года.
В 1876 г., незадолго до смерти, князь написал небольшое «Автобиографическое введение» для первого тома Полного собрания сочинений. В. В. Бондаренко называет это сочинение «вершиной мемуарной прозы Вяземского» и отмечает: «Вспоминая раннее детство, отцовский дом, пансион патера Чижа, варшавскую службу и холерную осень 30-го года, Вяземский блещет иронией, умом, умением выстроить фразу, и даже его "фирменные" отступления от темы – равно как и перепутанная хронология – вовсе не портят общую картину» [Бондаренко 2004: 657-658].