<< Вернуться к странице "Первый период поэтического творчества (10–20-е гг. XIX в.)"

 
Сатирические произведения 1814–1818 гг.

Предположительно в 1814 году Вяземский написал сатирическое стихотворение «Спасителя рожденьем…». К новорождённому Христу с «дарами» приходят министры, литераторы, военные.

С поэмою холодной
Студёный Шаховской
Приходит в час свободный
Читать акафист свой.
При первых двух стихах дитя прилёг головкой.
«Спасибо! – дева говорит. –
Читай, читай, смотри, как спит,
Баюкаешь ты ловко!»

Сатирическое дарование Вяземского расцвело в литературном обществе «Арзамас», созданном в 1815 г. для борьбы с «Беседой любителей русского слова» – прибежищем литературных «староверов». Вяземский выступил одним из инициаторов организации «Арзамаса».

Всем арзамасцам давались имена героев баллад Жуковского. Вяземского прозвали Асмодеем – бесом из баллады «Громобой». Он разил «беседчиков» эпиграммами. Жуковский, постоянный секретарь «Арзамаса», говаривал, что на эпиграммах Вяземский съел «целую свору собак».

Эпиграммы Вяземского разили литературных и общественных ретроградов.

Известен был «Поэтический венок Шутовского» (1815) – цикл из 9 эпиграмм на драматурга Александра Александровича Шаховского.

Когда затейливым пером
Забавник Шутовской, шутя, соседов ссорил [намёк на комедию А. А. Шаховского «Ссора, или Два соседа»],
Сам не на шутку он, Бог весть за что, повздорил
С партером, вкусом и умом.

Этот «бранный дух» не оставлял Вяземского и позднее. И после распада «Арзамаса» поэт писал остроумные эпиграммы. Например, в 1818 г. из Польши он клеймил историка Михаила Трофимовича Каченовского, посмевшего критиковать карамзинскую «Историю государства Российского»:

Иссохлось бы перо твоё бесплодно,
Засу́хою скончались бы листы,
Но помогать бедам искусству сродно:
В жёлчь зависти перо обмокнешь ты –
И сызнова на месяц-два свободно
С него польются клеветы.

Вяземский написал несколько басен, самая известная – «Доведь» (1817), она метила в Алексея Андреевича Аракчеева и заканчивалась предостережением фавориту:

О доведи-временщики
На шахматном паркете!
Не забывайте, что на свете
Игрушки царской вы руки.

Эта басня, по мнению исследователя Максима Исааковича Гиллельсона, читалась на заседании «Арзамаса».

Александр Александрович Шаховской. Портрет кисти неизвестного художника (1820)   Михаил Трофимович Каченовский. Гравюра Г. И. Грачёва (1889)
с неопубликованного оригинала
  Алексей Андреевич Аракчеев. Портрет кисти Дж. Доу (1824)

В 1818 г. Вяземский, чтобы поправить материальное положение (в молодые годы ему нужно было «кипятить свою кровь на каком огне бы то ни было», и он «прокипятил на картах около полумиллиона»), устроился на государственную службу. Его отправили в Варшаву служить чиновником по иностранной переписке при императорском комиссаре в Польше Николае Николаевиче Новосильцеве.

В письмах из Варшавы к друзьям, в частности к Дмитрию Васильевичу Дашкову в Константинополь, к Александру Ивановичу Тургеневу в Петербург, зная, что цензура следит за частной перепиской, Вяземский открыто критиковал правительство. В 1821 г. князя отправили в отставку.

 
 

Главная

Вяземский-
критик
Вяземский-
публицист
Вяземский-
мемуарист
Вяземский-
переводчик
Вяземский и Пушкин Хроника Библиография
© Пётр Андреевич Вяземский: творческое наследие. Электронный научно-образовательный проект © Иркутский государственный университет © Э.Е. Буров