В 1825 году Вяземский помогал Николаю Полевому организовать журнал «Московский телеграф». В. В. Бондаренко пишет: «Рубрики журнала назывались "Изящная словесность", "Наука и искусство", "Критика и библиография", "Известия" и "Смесь", печатались также картинки парижских мод. Выходил "Телеграф" два раза в месяц и приносил Вяземскому 10 тысяч рублей ежегодно» [Бондаренко 2004: 202]. Период наибольшей активности Вяземского как журналиста «Московского телеграфа» пришёлся на 1827 год: «Вяземский публикует "Письма из Парижа", "Поживки французских журналов в 1827 году", "Об альманахах 1827 года", "Сочинения в прозе В. А. Жуковского", "О злоупотреблении слов" (эту статью, во многом навеянную "Придворной грамматикой" Фонвизина, Вяземский написал ещё в 1818 году), "Журналистика", "Об альбоме г-жи Шимановской", "Цыганы, поэма Пушкина", бесчисленные рецензии, обзоры, переводные статьи...» [Бондаренко 2004: 253].
В 1829 году вышла «Моя исповедь» – итоговый документ политической молодости Вяземского. В. В. Бондаренко пишет: «"Исповедь", по словам Вяземского, есть "зеркало жизни",
"зеркало не разбитое, не искривлённое злонамеренностью". Это небывалый в русской литературе жанр – политический автопортрет со всеми его острыми углами, написанный яркой и простой прозой, смело и убедительно» [Бондаренко 2004: 285].
Когда в 1830 г. Антон Дельвиг затеял «Литературную газету», Вяземский принял живое участие в начинании друга: он написал для Дельвига статьи «О Ламартине и современной французской поэзии», «Поэтическая и духовная гармония Ламартина», «О "Московском телеграфе" и "Сыне Отечества"», «О Сумарокове», «Несколько слов о полемике» (раннее название
– «О московских журналах»), «О духе партий; о литературной аристократии»,
«История Русского народа. Критики на нее...», множество рецензий (на альманахи, сочинения Фонвизина, Хемницера, Булгарина), см. [Бондаренко 2004: 296].
Николай Алексеевич Полевой. Литография П. Ф. Бореля (1860) с рисунка Афанасьева |
|
Антон Антонович Дельвиг. Литография П. Ф. Бореля
(1860-е) с карандашного портрета |
В 1830 году Вяземский работал над биографией Фонвизина (издана она была только в 1848 году). По свидетельству В. В. Бондаренко, «книга Вяземского о Фонвизине считается первой русской биографией писателя, своего рода прародительницей всех литературных жизнеописаний, прабабушкой "Державина" Ходасевича и "Мольера" Булгакова...» [Бонадеркно 2004: 323]. Своеобразный парадокс книги, однако, заключается в том, что Вяземский, будто бы рассказывая о Фонвизине, рассказывает скорее о себе и своей эпохе, причём очень открыто и честно: «Сквозь черты Фонвизина слишком явственно проглядывало сумрачное и умное лицо князя. Сквозь его восхищение веком Екатерины прорывалось возмущение веком Николая» [Бондаренко 2004: 330].
В 1833 году Вяземский подал министру внутренних дел Блудову и министру юстиции Дашкову записку «О безмолвии русской печати». В записке предлагалось основать правительственный политический журнал для распространения в Европе.
В марте 1848 года Вяземский решил изложить свои представления о цензурном вопросе, тогда бывшем в моде. Он составил обширную записку на эту тему и подал её цесаревичу Александру Николаевичу. Спустя семь лет, сразу после своего воцарения, Александр II назначил Вяземского на должность главноуправляющего цензурой. Так что роль записки о цензуре в служебной биографии князя оказалась неожиданно важной.
В 1853 году, когда началась Крымская (Восточная) война, князь написал и напечатал в нейтральной Бельгии большую книгу очерков «Тридцать
писем русского ветерана 1812 года о восточном вопросе, опубликованные князем Остафьевским». В. В. Бондаренко пишет:
«В цикле из тридцати статей автор рассматривает расстановку политических сил в воюющих странах, состояние их экономики, критикует политику Англии и Франции. Львиная доля текста была посвящена величию России, сплочённости русского народа вокруг императора, Православной церкви и т. д.» [Бондаренко 2004: 545].
В октябре 1855 года, после смерти Николая I, Вяземский написал статью «Несколько слов о народном просвещении в настоящее время». В ней князь хвалил политику Николая I в области образования, что, по утверждению В. В. Бондаренко, он делал
«с единственной целью – подтолкнуть преемника Николая I к реальным преобразованиям» [Бондаренко 2004: 568].