Поиск в Поэтическом корпусе Национального корпуса русского языка [https://ruscorpora.ru/new/search-poetic.html] позволил выявить, что особенно часто в стихах Вяземского встречаются следующие существительные (в скобках указывается показатель частотности ipm – употреблений на миллион слов; существительные расположены в порядке убывания частотности):
- день (4245,26 ipm; в 3,37 раза чаще, чем в среднем в русской речи);
- душа (3070,10 ipm; в 8,60 раза чаще);
- жизнь (2688,17 ipm; в 1,93 раза чаще);
- друг (2629,41 ipm; в 3,01 раза чаще);
- стих (2453,14 ipm; в 219,03 раза);
- ум (2423,76 ipm; в 16 раз чаще);
- сердце (1997,77 ipm; в 8,15 раза чаще);
- рука (1924,32 ipm; в 1,60 раза чаще);
- сон (1850,87 ipm; в 12,12 раза чаще);
- любовь (1792,11 ipm; в 5,53 раза чаще);
- бог (1674,60 ipm; в 3,94 раза чаще);
- мир (1645,22 ipm; в 2,30 раза чаще);
- слово (1615,84 ipm; в 1,67 раза чаще);
- ночь (1336,74 ipm; в 3,32 раза чаще);
- тень (1292,67 ipm; в 13,71 раза чаще);
- слава (1248,60 ipm; в 10,39 раза чаще);
- сила (1219,23 ipm; в 1,89 раза чаще);
- мысль (1116,40 ipm; в 3,37 раза чаще);
- свет (940,13 ipm; в 2,61 раза чаще);
- счастье (837,30 ipm; в 5,61 раза чаще).
Список включает в себя стандартную поэтическую лексику.
Если сравнивать то, насколько часто эти существительные встречаются в стихах Вяземского, с их частотностью в целом в русской речи (по данным «Нового частотного словаря русской лексики» О. Н. Ляшевской, С. А. Шарова [http://dict.ruslang.ru/freq.php]), то можно констатировать: наибольшие отклонения от среднего для русской речи значения частотности наблюдаются у таких единиц, как стих (219,03), ум (16), тень (13,71), сон (12,12) и слава (10,39).
Интересно сопоставить частотность этих пяти существительных в стихах Вяземского с их частотностью в стихах Пушкина. Оказывается, что Пушкин тоже часто их употреблял, но всё же не так часто, как Вяземский:
- стих: 869,25 ipm; в 77,61 раза чаще, чем в среднем в русской речи;
- ум: 930,60 ipm; в 6,14 раза чаще;
- тень: 889,70 ipm; в 9,43 раза чаще;
- сон: 1666,91 ipm; в 10,92 раза чаще;
- слава: 1232,28 ipm; в 10,25 раза чаще.
Больше всего сближаются Вяземский и Пушкин в частотности употребления существительного слава. Тема славы, видимо, была близка обоим.
В частотности употребления остальных четырёх существительных Вяземский и Пушкин расходятся, особенно значительно в употреблении существительных ум и стих.
Ум всегда был для Вяземского большой ценностью, сам он в «Автобиографическом введении» к первому тому собрания сочинений 1878 г. называл себя «поэтом мысли»: «В стихах моих я нередко умствую и умничаю. Между тем полагаю, что если есть и должна быть поэзия звуков и красок, то может быть и поэзия мысли». Существительное мысль, кстати сказать, также гораздо чаще встречается в стихах Вяземского, чем в стихах Пушкина: у Вяземского 1116,40 ipm, у Пушкина 460,19 ipm (у Пушкина показатель почти такой же, как в среднем в русской речи).
Частая встречаемость в стихах Вяземского существительного стих свидетельствует о рефлексивности творчества поэта. Творчество Пушкина, судя по нашим наблюдениям, характеризуется меньшей рефлексивностью. Это можно объяснить тем, что Пушкин всегда органически существовал в роли поэта, в то время как Вяземский ощущал свою отстранённость, дистанцированность от поэтического творчества, поскольку оно было для него лишь одним из «профилей»: «Фасы <физиономии> моей от меня не требуйте. Бог фасы мне не дал, а дал лишь только несколько профилей» (Письмо Е. Д. Милютиной, 1876 г.).
О меньшей рефлексивности творчества Пушкина говорит, кроме того, относительно низкая частотность в его стихах существительного слово: у Вяземского 1615,84 ipm; у Пушкина 828,34 ipm (у Пушкина показатель даже ниже, чем в среднем в русской речи – 967,9 ipm).
Как известно, наиболее сильная семантически позиция в стихе – это позиция в зоне рифмовки. В этой связи любопытно обратиться также к тем существительным, которые наиболее часто встречаются в стихах Вяземского в зоне рифмовки.
Всего в зоне рифмовки в стихах Вяземского Поэтический корпус Национального корпуса русского языка обнаруживает 8105 форм существительных. Приведём наиболее распространённые субстантивные лексемы:
- рука (встречается 73 раза);
- слово (встречается 53 раза);
- душа (встречается 46 раз);
- стих (встречается 44 раза);
- сила (встречается 42 раза);
- ум (встречается 40 раз);
- тень (встречается 38 раз).
Эти слова можно отнести к стандартной поэтической лексике. Заметим, что все они принадлежат к наиболее частотным существительным поэзии Вяземского.
Показательно, что среди наиболее частотных существительных в зоне рифмовки, то есть в семантически сильной позиции, оказались уже рассмотренные нами как специфичные для Вяземского единицы ум, стих и слово.
Таким образом, в стихах Вяземского частотна стандартная поэтическая лексика. Однако особо высокую встречаемость – что заметно при сопоставлении со стихами Пушкина – демонстрируют лексемы, указывающие на интеллектуальность (ум, мысль) и рефлексивность (стих, слово) лирического субъекта.
Ср. характерные примеры из стихов Вяземского:
Когда легко, без ведома труда,
Стих под перо ложился завсегда
И рифма, враг невинных наслаждений,
Хлыстовых бич, была ко мне добра…
«Прощание с халатом» (1817)
Всё разъяренней, всё угрюмей
Летит, как гений непогод;
Я мыслью погружаюсь в шуме
Междоусобно-бурных вод.
«Нарвский водопад» (1825)
Отметим, что наши выводы согласуются с выводами А. Р. Боковни, согласно которым поэтическая рефлексия занимает важное место в поэтическом творчестве П. А. Вяземского, см. статью «Динамика поэтической рефлексии П. А. Вяземского: от литературного самоопределения к художественному освоению мира».