Поэтическое слово о подвиге Ленинграда
 


Источник: журнал "Смена"
(1941. № 1. С. 19)

Стихи П. Г. Антокольского:

1941, после блокады

 


АНТОКОЛЬСКИЙ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
(1896–1978)
поэт, переводчик и драматург, театральный режиссер.

Родился в Петербурге в семье помощника присяжного поверенного и присяжного стряпчего. Его отец работал кассиром на железной дороге, занимался торговлей, служил в частных фирмах, позже, вплоть до 1933 года, служил в советских учреждениях; мать посещала Фребелевские курсы. В детские годы жил с родителями в Вильне, в 1904 году семья переехала в Москву, где учился в частной гимназии. В 1915 году учился на юридическом факультете МГУ (не закончил). В 1915 году перешел из иудаизма в православие. Печататься начал в 1918 году. В 1922 году издал первую книгу стихотворений. Произведения 1920-х годов характеризуются романтической тематикой и интонацией: сборники «Запад» (1926), «Третья книга» (1927), поэмы «Робеспьер и Горгона» (1928) и «Коммуна 71 года» (1933). Посещал занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Б. Вахтангов. В 1919–1934 годах работал режиссером в драматической студии, позже преобразованной в Театр им. Е. Вахтангова. Для этой студии написал три пьесы, а также инсценировку романа Г. Уэллса «Когда спящий проснется». В поэме «Франсуа Вийон» (1934), итоговой для этого периода, романтическая фигура неприкаянного поэта-бродяги дана на фоне реалистической картины средневековой Франции. Ранние стихи Антокольского выделялись своим динамизмом. С. Д. Кржижановский писал: «У Антокольского нет почти ни одного стихотворения, предлагающего читателю глубокое спокойное кресло, а глазам его – неподвижный пейзаж за окном или дотлевающие угли камина. Если окно, то окно вагона с проносящимися мимо контурами; если угли, то раскаленные угли топки, мчащей вперед поезд». В 1930-х годах преобладают образы советской действительности: сборники «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936) и «Пушкинский год» (1938). Во время Великой Отечественной войны руководил фронтовым театром, написал для него поэму «Чкалов». Выступал как публицист и критик. В военные и первые послевоенные годы опубликовал поэтические книги: «Железо и огонь» (1942), «Полгода» (1942), «Сын: Поэма и стихи» (1943), «Сын: Поэма» (1944, посвящена память сына младшего лейтенанта Владимира Павловича Антокольского, павшего смертью храбрых в июне 1942 года; Сталинская премия 1946 года), «Третья книга войны» (1946). Член ВКП(б) с 1943 года. Весной 1945 года переехал в Томск в качестве режиссера Томского областного драматического театра имени В. П. Чкалова. Переводил произведения французских, болгарских, грузинских, азербайджанских поэтов. Среди переводов — повесть Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смерти» и его же романтическая драма «Король забавляется». Похоронен в Москве, на Востряковском кладбище.

Литература

Адалис А. Поэма о сыне // Комсомольская правда. 1944. 1 марта. № 51. С. 2.
Азаров Вс. «Третья книга войны» (рец.) // Вечерний Ленинград. 1945. 29 июня. № 151. С. 4.
Азаров Вс. Во имя правды // Знамя. 1946. № 5–6.
Антокольский П. Г. // Русские советские писатели. Поэты. Т. 1. Авраменко – Архангельский. М.: Книга, 1977. С. 224–225.
Астахов И.
«Испытание временем» // Новый мир. 1945. № 7. С. 138–140.
Афанасьев Вл. История и современность // Новый мир. 1942. № 1–2. С. 242–244.
Банк Н. «Мой сын был комсомольцем…» Поэма П. Антокольского «Сын» // Аврора. 1982. № 5. С. 129–134.
Васильев С. Голос поэта // Литература и искусство. 1942. 21 марта. № 12. С. 4.
Венгров Н. «Сын» // Новый мир. 1944. № 3. С. 130–134.
Гальперин В. О патетике подлинной и мнимой // Литературная газета. 1948. 14 августа. № 65. С. 3.
Ганулич А. Взлет и падение «Советского писателя». М.: Аграф, 2013. С. 96–110.
Грот Е. Поэты и время (Книга Павла Антокольского) // Новое русское слово. 1962. 24 июня. № 18003. С. 3.
Друзин В. О стиле советской поэзии // Звезда. 1947. № 5. С. 182–188.
Дынник В. Поэма о времени // Литературная газета. 1955. 26 февраля. № 25. С. 3.
Жгенти Б. Павел Антокольский // Литературная Грузия. 1964. № 3. С. 81–87.
Книпович Е. Поверка временем //  Литературная газета. 1945. 7 июля. № 29. С. 3. (То же: Книпович Е. В защиту жизни. М., 1959).
Кржижановский С. Павел Антокольский // Литературная газета. 1935. 29 сентября. № 54. С. 3.
Кузнецов А., майор.  О «большой» и «малой» культурах тов. П. Антокольского // Литературная газета. 1947. 29 июня. № 26. С. 2.
Левин Л. Четыре жизни. (К 70-летию со дня рождения П. Г. Антокольского) // Новый мир. 1966. № 6. С. 225–234.
Левин Л. И. Чувство пути // Антокольский П. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1982. С. 5–48.
Лозинская Л. «Сын» // Огонек. 1944. Январь. № 1. С. 13.
Луговской В. Поэт и время. К 60-летию Павла Антокольского // Литературная газета. 1956. 3 июля. № 78. С. 4. (То же: Луговской В. Раздумье о поэзии. М., 1960).
Луконин М. Проблемы советской поэзии (Итоги 1948 года) // Звезда. 1949. № 3. С. 181–199.
Озеров Л. В мастерской поэта // Литературная газета. 1961. 16 марта. № 33. С. 3.
Поступальский И. Павел Антокольский – «Третья книга» // Новый мир. 1927. № 8. С. 204.
Савицкий К. Страницы жизни П. Антокольского // Новое русское слово. 1966. 24 июля. № 19494. С. 2.
Саянов В. Павел Антокольский // Огонек. 1956. 29 июля. № 31.
Соловьев Б. Муза и ее тень // Литературная газета. 1946. 28 сентября. № 40. С. 3.
Соловьев Б. Герои действующие и бездействующие. Заметки о современной поэзии // Звезда. 1957. № 3. С. 184–206.
Тарасенков А. Время, поэт, народ // Знамя. 1945. № 7. С. 167–170.
Тарасенков А. Поэма о Коммунистическом Манифесте // Новый  мир. 1949. № 1. С. 253–255.
Тихонов Н. Певец молодости // Комсомольская правда. 1946. 12 июля.
Цветкова Н. Вровень с правдой // Огонек. 1966. 3 июля. № 27. С. 15.

 
 

    © Культурно-Просветительское общество "Пушкинский проект"    Авторы-разработчики проекта: © Екатерина Евгеньевна Вахненко, © Андрей Дмитриевич Степанов