Родился в Москве в семье служащего. В школе выступал в самодеятельности, в 1925 году поступил в студию при Московском театре революции, печатал в стенгазете стихи и пародии. В 1926 году поступил на Высшие государственные литературные курсы им. В. Брюсова. Первая поэтическая публикация – стихотворение «Волга» (1927). Вступил в Московское общество драматических писателей и композиторов и в Производственное объединение молодых драматургов (ПРОМД, 1925–30). Входил в круг редакции журнала «Синяя блуза». Написал несколько водевилей. В 1929 году написал в соавторстве сатирическую пьесу «Американский житель» и комедию в прозе и стихах «Закрытие Америки». В 1929 перешел на факультет литературы и искусства МГУ (1929–1931). Печатал стихи в «Молодой гвардии», «Учительской газете», альманахах. В 1929 вышел первый сборник стихов «Поход вещей», о которой резко отозвался Маяковский: «Грошовый романтизм, давно выкинутый из арсенала революционной поэзии». Работал в качестве журналиста на крупнейших стройках (Кузнецкстрой, Уралмаш), руководил рабочим литкружком в Клину, бывал на Кубани и в Средней Азии. С 1933 года регулярно печатался в «Правде». Выпустил сборники стихов «Герои едут в колхоз» (1931), «Слово бригадира» (1932), «Современники» (1933), «Гений: Поэма» (1933), «Сыновья диктатуры» (1934). В середине 1930-х стал известен благодаря песне «Полюшко-поле» (1934, в тексте либретто оперы «Тихий Дон»), а также «Были два друга в нашем полку» (1935; утесовский вариант названия: «Служили два друга...»). Писал пьесы в стихах и прозе, которые широко ставились в театрах: «Слава» (1935), «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940, постановка Н. Акимова в 1953 г.), «Весна в Москве» (1941), «Свинарка и пастух» (фильм И. Пырьева 1941 года). В конце 1930-х работал в «Последних известиях» на радио. В конце июня 1941 года был назначен начальником Литературного отдела Всесоюзного радиокомитета. Широко известными в годы Великой Отечественной войны стали стихотворения «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942), «Василий Павлович» и др. Написал две комедии: «Москвичка» и «Твоя песня» (обе – 1942), аллегорическую драму «Сыновья трех рек» (1943) и киносценарий «В шесть часов вечера после войны» (по мотивам комедии «Москвичка»; фильм И. Пырьева 1944 года). Также напечатал во время войны стихи в изданиях «За Советскую Родину» («Песня артиллеристов (Из кинофильма “В шесть часов вечера после войны”)» ‒ 1945. 28 января. № 7), «Огонек» («Такой народ не будет побежден! – 1942. № 7» «Друзья лейтенанта Морозова» ‒ 1942. № 16‒17). Будучи тяжело больным, продолжал работать. Много переводил из киргизской, туркменской, узбекской поэзии.
Литература
Банников Н. Виктор Гусев // Гусев В. Стихи. Песни. Пьесы. М., 1975.
Кассиль Л. Труд и слава поэта // Литература и искусство. 1944. 29 января. № 5. С. 4.
Реформатская Н. Поэт В. Гусев // Красная новь. 1934. № 1. С. 181–185.
Потапов Н. У микрофона – Виктор Гусев // Встречи без стенограмм. М., 1971.
Сурков А. Виктор Гусев // Гусев В. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1979. Т. 4.
Шток И. Виктор Гусев // Рассказы о драматургах. М., 1967.