Поэтическое слово о подвиге Ленинграда
 


Источник: Кирсанов С.
Стихи. М.: Гослитиздат, 1959.


Стихи С.И. Кирсанова:

1944, после блокады

 
                          

КИРСАНОВ (КОРТЧИК) СЕМЁН ИСААКОВИЧ
(1906–1972)
поэт, прозаик и журналист, военный корреспондент

Родился в Одессе в семье портного. В 1914 году поступил во Вторую Одесскую классическую гимназию и в 1923 году закончил образованную на основе этой гимназии среднюю школу. Писал стихи с 10 лет. Учился на филологическом факультете Одесского института народного образования. В 1920 году вступил в одесский «Коллектив поэтов» (Э. Багрицкий, В. Инбер, В. Катаев, Ю. Олеша и др.), однако счел эту группу слишком «неоклассической». В 1922 году организовал Одесскую ассоциацию футуристов. Публиковался в городских газетах «Станок», «Одесские известия», «Моряк». С 1924 года – ответственный секретарь «Юго-ЛЕФа». Стихи Кирсанова получили одобрение Маяковского (познакомились в 1922 году).  В 1925 году переехал в Москву. В 1926 году вышел первый сборник стихотворений «Прицел. Рассказы в рифму», еще через год – сборник «Опыты». В 1928 году опубликовал в издательстве «Земля и фабрика» поэму «Моя именинная», а в 1930 году выпустил поэму-антиутопию «Последний современник», подвергшуюся разгрому со стороны критиков. После смерти Маяковского решил завершить его замысел – написать поэму о первой пятилетке. Поэма «Пятилетка» (1931) выдержана в стилистике Маяковского, в тех же традициях написаны поэмы «Золотой век» (1932, отдельно не издавалась) и «Товарищ Маркс» (1933). Был участником Первого съезда советских писателей (1934), где выступил с речью. «Поэма о Роботе», «Золушка» и сборник «Новое» (1935) принесли поэту всесоюзную известность. Многие произведения 1930-х годов оставались экспериментальными (и вызывали обвинения в «формализме»); среди прочего Кирсанову принадлежит приоритет в открытии «рифмованной прозы» – в частности, в антивоенной поэме «Герань – миндаль – фиалка» (1936). Смерти жены посвящена «Твоя поэма» (1937) и ряд лирических стихотворений. В том же году начал преподавать в Литературном институте (среди учеников – Борис Слуцкий, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Ксения Некрасова). Был награжден орденом Трудового Красного знамени, стал депутатом Моссовета. В первые дни Великой Отечественной войны руководил литбригадой в организованных по его инициативе «Окнах ТАСС», в конце июня 1941 года пошел добровольцем на фронт. Был военным корреспондентом «Красной звезды», затем – газеты Центрального фронта; побывал в окружении. Участвовал в освобождении Севастополя и Риги, получил две контузии, закончил войну в звании майора. Публиковался в газетах «Комсомольская правда», «Правда», «Сталинский сокол», «Красный флот», «Красная звезда», «Красный спорт», «Смена» и др. Во время войны наметился поворот его стихов «к простоте и ясности речи» (А. Абрамов). Отдельной книгой была издана «Поэма фронта». Солдатский лубок «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата» (1942–1944) издавался в виде листовок миллионными тиражами, а затем вышел отдельным изданием; автор считал это произведение главным из написанного им во время войны. После демобилизации в 1945 году вышел сборник «Стихи войны». В качестве корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе. В послевоенные годы опубликовал поэму об Александре Матросове, экспериментальную поэму «Небо над Родиной», вновь осужденную критикой за «формализм». За поэму «Макар Мазай» (1950) о герое-сталеваре удостоен Сталинской премии 3 степени. В последующие годы придерживался правил поэтики социалистического реализма. С начала 1950-х и до конца жизни много занимался переводами (П. Неруда, Н. Хикмет, Б. Брехт, Г. Гейне, А. Мицкевич, Ю. Словацкий, В. Незвал и др.) В годы «оттепели» опубликовал поэмы «Вершина», «Семь дней недели». В 1950-е жил в Ленинграде и часто писал о городе (девять стихотворений цикла «Ленинградская тетрадь» напечатал журнал «Знамя», отдельной книгой цикл из 22 стихотворений был издан «Советским писателем»). В 1960-е годы продолжал много писать, несмотря на тяжелую болезнь (цикл «Год спокойного солнца», книга «Однажды завтра», включавшая новаторскую поэму «Сказание про царя Макса-Емельяна», сборник «Книга лирики», где напечан последний вариант экспериментальной «Поэмы поэтов», сборник «Зеркала»). Всего при жизни издал 64 книги. На его стихи написано множество песен. Перед смертью составил свое собрание сочинений в четырех томах (вышло в 1974–1976 гг.). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература

Антокольский П. Две поэмы Семёна Кирсанова // Антокольский П. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4: Современники. Сила Вьетнама. некоторые итоги. М.: Худож. лит., 1973. С. 231–242.
Антокольский П.
На подступах к трагедии // Литературная газета. 1947. 13 декабря. № 63. С. 2.
Александров В. Новаторство или эпигонство // Литературная газета. 1947. 13 декабря. № 63. С. 2.
Гаспаров М.Л. Семен Кирсанов, знаменосец советского формализма // Кирсанов С. Стихотворения и поэмы. М., 2006. С. 5–18.
Кедрина З. О простоте и народности // Литературная газета. 1950. 19 октября. № 97. С. 3.
Минералов Ю.И. Поэзия. Поэтика. Поэт. М., 1984.
Никитин Н. <рец.> «Поэма фронта» С. Кирсанова. «Новый мир», № 3–4, 1942 г. // Красная новь. 1942. № 7. С. 117–120.
Никонов В. <рец.> С. Кирсанов. «Поэма фронта». Издание красноармейской газеты «Вперед на врага», Калининский фронт, 1942. 43 с. // Знамя. 1942. № 8. С. 179–181.
Петров Д. П. Поэзия и наука: (Заметки и размышления). М., 1974.
Степанов Н. <рец.> Семен Кирсанов. «Четыре тетради». Изд. «Советский писатель». М., 1940.
Сурков А.  Учиться, но не имитировать! // Литературная газета. 1949. 7 сентября. № 72. С. 2–3.

 
 

    © Культурно-Просветительское общество "Пушкинский проект"    Авторы-разработчики проекта: © Екатерина Евгеньевна Вахненко, © Андрей Дмитриевич Степанов