Родился  в семье публициста, прозаика и общественного деятеля, судебного следователя Д.  И. Спасского-Медынского. В 1902 году семья переселилась на Кавказ, затем  – в Тифлис. Первое стихотворение «Звезды» опубликовал в 1912 году в «Тифлисском  журнале», затем печатался в альманахе «Поросль» (1913). В 1914 году  познакомился  И. М. Зданевичем, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Каменским. В 1915 году окончил Тифлисскую  гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, который  оставил в 1918 году, не кончив курса. Посещал вечера общества «Свободной  эстетики», примыкал к группе молодых художников и литераторов – сотрудников  журнала А. М. Чернышева «Млечный путь». Первая книга – сборник стихов «Как  снег» (М., 1917). В 1918 г. инструктор литературного отдела Пролеткульта. В 1917–1918 гг. сблизился с В. В. Хлебниковым, посетил с ним Нижний Новгород и  Казань,  выступал с футуристами на  поэтических вечерах, печатался в «Газете футуристов», в 1919 г. примкнул к  имажинистам. Дружил с Д. Д. Бурлюком, сопровождал его в поездках с  поэзоконцертами по России. Позднее написал книгу воспоминаний «Маяковский и его  спутники» (1940). В 1918 году призван в Красную Армию, военную службу проходил  в Самаре, был лектором в политотделе губвоенкомата, сотрудничал с самарским  Пролеткультом. Стихотворения конца 1910-х  гг. и поэма «Рупор над миром» (отдельное издание: Пенза, 1920) отмечены  влиянием футуристов. Демобилизовался в 1921 году. С 1921 г. активный участник  литературной жизни Москвы, член Всероссийского союза поэтов и группы  экспрессионистов (участник сборника «Экспрессионисты», 1921). Служил  экспедитором в издательстве «Транспечать» (1922–1924). В 1922–1923 годах под воздействием А. А. Блока и Б. Л. Пастернака сложилась его оригинальная писательская манера, для которой  характерны сочетание эпического и лирического начал, чувство причастности  событиям и стремление к их философскому осмыслению, «просветлённый фатализм»  (Пастернак, письмо к Спасскому от 3 января 1928), приверженность классическому  стиху: сборники «Земное время» (М., 1926), «Особые приметы» (Л., 1930), «Да» (Л.,  1933), «Пространство» (Л., 1936), «Всадник» (1946, опубликован в 2016),  «Стихотворения» (Л., 1958). В 1924 году поселился в Ленинграде, был секретарем  Центрального Художественного совета при академических театрах. Печатался в  журналах «Звезда», «Красная новь», «Новый мир», «Литературный современник»,  «Ленинград» и др. Написал либретто опер «Орлиный бунт» (муз. А. Ф. Пащенко,  1925); «Броненосец “Потемкин”» (муз. О. С. Чишко, премьера 1937), «Щорс» (муз.  Г. К. Фарди, 1938). Мастер повествовательной поэмы: «Неудачники» (отдельное  издание: Москва, 1929; ранняя редакция опубликована в 2016 году) о жизни  интеллигенции и советских чиновников; «Всадник» (1946) о Ленинграде военных  лет; «Параша Жемчугова» (опубликована: Ленинград, 1958). Как  прозаик дебютировал рассказом «Встреча на расстоянии» (1929). Был тесно связан  с «Издательством писателей в Ленинграде», помогал в издательских делах А. Белому,  который положительно отзывался о его прозе: «Остро, сильно, четко, оригинально!»  После резкой критики со стороны А. И. Ульяновой-Елизаровой (ст. «Против  плагиата, литературной выдумки и вранья», «Комсомольская правда», 1930, 1 марта) переработал «Повесть о старшем брате» (1929) об А. И. Ульянове для  сборника «Дорога теней» (Москва, 1930). В 1930–1931 годах входил в литературную  группу «Перевал». Роман «Первый день» (Л., 1933) о работе целлюлозно-бумажного  комбината отмечен яркими психологическими характеристиками героев. С 1934 года  – член Союза писателей СССР. В годы первых пятилеток ездил с бригадами  писателей по стране, писал о новых стройках, о Нарвской заставе в Ленинграде. Главное  произведение – дилогия (по замыслу – серия романов «Новый свет») «Перед  порогом» (Л., 1941) и «1916 год» (опубликован в 1957 году) – эпическое  повествование о предреволюционной России. 
          С  начала войны был в рядах 1-й Кировской дивизии народного ополчения. После  расформирования дивизии вернулся в Ленинград, выступал в воинских частях, в журналах «Звезда» и «Ленинград», работал на радио;  принимал  участие в выпуске «Боевого карандаша», пережил первую блокадную зиму. В конце  января 1942 года эвакуировался в Молотов (ныне Пермь), где выступал в госпиталях, воинских частях, на предприятиях, в колхозах. Осенью 1943 года  приехал в Москву, писал тексты для «Окон ТАСС». Вернулся в Ленинград в 1944  году. В 1945–1946 годах старший редактор в Гослитиздате, в 1947–1949 годах  старший редактор издательства «Советский писатель». Совместно с Н. Брауном  написал либретто оперы «Севастопольцы» (муз. М. В. Коваля, 1946), а также  «Свадьба Кречинского» (муз. А. Ф. Пащенко, 1949). В 1951 году арестован по  обвинению в участии в контрреволюционной группе и антисоветской агитации и  приговорен к десяти годам лагерей; отбывал срок в Абезьском лагере (Коми АССР).  В 1954 году освобожден, вернулся в Ленинград. Работал редактором в издательстве  «Советский писатель». Много занимался поэтическими переводами с абхазского,  азербайджанского, белорусского, идиш, казахского, латышского, украинского,  эстонского. Особое значение имеют переводы грузинских поэтов: А. Абашели, И. Гришашвили, К. Каладзе, Г. Леонидзе, А. Мирцхулава, И. Мосашвили, В. Орбелиани,  Г. Табидзе, Т. Табидзе, А. Церетели, А. Чавчавадзе, С. Чиковани. Д. Джинчарадзе  приветствовал поэму Спасского «Путешествие» – поэтическое повествование о Грузии. Скончался в Ярославле во время круиза по Волге. Похоронен на Волковском  кладбище в Ленинграде (близ Литераторских мостков).
        Литература 
          Еголин А. За высокую идейность советской литературы // Звезда.  1946. № 5–6. С. 167–178. 
          Луговцов Н. Сражающаяся муза: Подвиг Ленинграда в творчестве  советских поэтов, 1941–1945. Л., 1973. С. 9, 34, 38, 50, 58. То же: Л., 1985. С.  9, 26, 28, 37, 42.
          Мейлах Б. «Первый день». О новой книге Сергея Спасского (рец.) // Литературный Ленинград.  1934. 14 апреля. № 17. С. 3.
          Макогоненко Г. П.  Воспоминания о  Маяковском // Литературный современник. 1941. № 4.
          Малахов С. На повороте… в какую сторону? // Литературная газета.  1931. 17 октября. № 56. С. 3.
          Молодяков В. Э. Неизвестная книга  Сергея Спасского «Всадник» (стихи о Ленинграде) // Невский библиофил. Альманах.  Выпуск 20. СПб., 2015. С. 42–54.
          Спасский Сергей Дмитриевич // Писатели  Ленинграда: Биобиблиографический справочник. 1934–1981 / Авт.-сост. В. Бахтин и  А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982. С. 291.
  Поступальский И. Сергей Спасский. Особые приметы (Рецензия) // Новый  мир. 1931. № 7. С. 202–203.
  Рождественский Вс. А. Сергей Спасский // День поэзии-68. Л.: Советский  писатель, 1968. С. 198–199.
  Тамарченко А. Страницы истории // Ленинградский альманах. 1957. Кн. 13. С. 354–373.
  Тарасенков Ан. Сергей Спасский. Особые приметы (рец.) // Красная  новь. 1931. № 2. С. 170–171.
  Тименчик Р. Сергей Спасский и Ахматова // Toronto Slavic Quartery.  2014. № 50. P. 85–134.
          Сергей  Спасский. Из неизданного (письма и стихотворения). Публикация Ирины  Роскиной  // Toronto Slavic Quartery. 2016. № 58. С. 1–26.
  Шефнер В. Маленькое предисловие // Спасский С. Земное время: Избранные стихи / Сост. В. С. Спасской;  Предисл. В. Шефнера. Л.: Советский писатель, 1971.