Поэтическое слово о подвиге Ленинграда
 


Источник: Спасский С.
Всадник. Неудачники. М.: Изд-во "Водолей", 2016 (фото с обложки).


Стихи С. Д. Спасского:

1941, 1942, 1944
после блокады

 


СПАССКИЙ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
(1898–1956)

поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик.

Родился в семье публициста, прозаика и общественного деятеля, судебного следователя Д. И. Спасского-Медынского. В 1902 году семья переселилась на Кавказ, затем – в Тифлис. Первое стихотворение «Звезды» опубликовал в 1912 году в «Тифлисском журнале», затем печатался в альманахе «Поросль» (1913). В 1914 году познакомился  И. М. Зданевичем, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Каменским. В 1915 году окончил Тифлисскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1918 году, не кончив курса. Посещал вечера общества «Свободной эстетики», примыкал к группе молодых художников и литераторов – сотрудников журнала А. М. Чернышева «Млечный путь». Первая книга – сборник стихов «Как снег» (М., 1917). В 1918 г. инструктор литературного отдела Пролеткульта. В 1917–1918 гг. сблизился с В. В. Хлебниковым, посетил с ним Нижний Новгород и Казань,  выступал с футуристами на поэтических вечерах, печатался в «Газете футуристов», в 1919 г. примкнул к имажинистам. Дружил с Д. Д. Бурлюком, сопровождал его в поездках с поэзоконцертами по России. Позднее написал книгу воспоминаний «Маяковский и его спутники» (1940). В 1918 году призван в Красную Армию, военную службу проходил в Самаре, был лектором в политотделе губвоенкомата, сотрудничал с самарским Пролеткультом. Стихотворения конца 1910-х гг. и поэма «Рупор над миром» (отдельное издание: Пенза, 1920) отмечены влиянием футуристов. Демобилизовался в 1921 году. С 1921 г. активный участник литературной жизни Москвы, член Всероссийского союза поэтов и группы экспрессионистов (участник сборника «Экспрессионисты», 1921). Служил экспедитором в издательстве «Транспечать» (1922–1924). В 1922–1923 годах под воздействием А. А. Блока и Б. Л. Пастернака сложилась его оригинальная писательская манера, для которой характерны сочетание эпического и лирического начал, чувство причастности событиям и стремление к их философскому осмыслению, «просветлённый фатализм» (Пастернак, письмо к Спасскому от 3 января 1928), приверженность классическому стиху: сборники «Земное время» (М., 1926), «Особые приметы» (Л., 1930), «Да» (Л., 1933), «Пространство» (Л., 1936), «Всадник» (1946, опубликован в 2016), «Стихотворения» (Л., 1958). В 1924 году поселился в Ленинграде, был секретарем Центрального Художественного совета при академических театрах. Печатался в журналах «Звезда», «Красная новь», «Новый мир», «Литературный современник», «Ленинград» и др. Написал либретто опер «Орлиный бунт» (муз. А. Ф. Пащенко, 1925); «Броненосец “Потемкин”» (муз. О. С. Чишко, премьера 1937), «Щорс» (муз. Г. К. Фарди, 1938). Мастер повествовательной поэмы: «Неудачники» (отдельное издание: Москва, 1929; ранняя редакция опубликована в 2016 году) о жизни интеллигенции и советских чиновников; «Всадник» (1946) о Ленинграде военных лет; «Параша Жемчугова» (опубликована: Ленинград, 1958). Как прозаик дебютировал рассказом «Встреча на расстоянии» (1929). Был тесно связан с «Издательством писателей в Ленинграде», помогал в издательских делах А. Белому, который положительно отзывался о его прозе: «Остро, сильно, четко, оригинально!» После резкой критики со стороны А. И. Ульяновой-Елизаровой (ст. «Против плагиата, литературной выдумки и вранья», «Комсомольская правда», 1930, 1 марта) переработал «Повесть о старшем брате» (1929) об А. И. Ульянове для сборника «Дорога теней» (Москва, 1930). В 1930–1931 годах входил в литературную группу «Перевал». Роман «Первый день» (Л., 1933) о работе целлюлозно-бумажного комбината отмечен яркими психологическими характеристиками героев. С 1934 года – член Союза писателей СССР. В годы первых пятилеток ездил с бригадами писателей по стране, писал о новых стройках, о Нарвской заставе в Ленинграде. Главное произведение – дилогия (по замыслу – серия романов «Новый свет») «Перед порогом» (Л., 1941) и «1916 год» (опубликован в 1957 году) – эпическое повествование о предреволюционной России.
С начала войны был в рядах 1-й Кировской дивизии народного ополчения. После расформирования дивизии вернулся в Ленинград, выступал в воинских частях, в журналах «Звезда» и «Ленинград», работал на радио; принимал участие в выпуске «Боевого карандаша», пережил первую блокадную зиму. В конце января 1942 года эвакуировался в Молотов (ныне Пермь), где выступал в госпиталях, воинских частях, на предприятиях, в колхозах. Осенью 1943 года приехал в Москву, писал тексты для «Окон ТАСС». Вернулся в Ленинград в 1944 году. В 1945–1946 годах старший редактор в Гослитиздате, в 1947–1949 годах старший редактор издательства «Советский писатель». Совместно с Н. Брауном написал либретто оперы «Севастопольцы» (муз. М. В. Коваля, 1946), а также «Свадьба Кречинского» (муз. А. Ф. Пащенко, 1949). В 1951 году арестован по обвинению в участии в контрреволюционной группе и антисоветской агитации и приговорен к десяти годам лагерей; отбывал срок в Абезьском лагере (Коми АССР). В 1954 году освобожден, вернулся в Ленинград. Работал редактором в издательстве «Советский писатель». Много занимался поэтическими переводами с абхазского, азербайджанского, белорусского, идиш, казахского, латышского, украинского, эстонского. Особое значение имеют переводы грузинских поэтов: А. Абашели, И. Гришашвили, К. Каладзе, Г. Леонидзе, А. Мирцхулава, И. Мосашвили, В. Орбелиани, Г. Табидзе, Т. Табидзе, А. Церетели, А. Чавчавадзе, С. Чиковани. Д. Джинчарадзе приветствовал поэму Спасского «Путешествие» – поэтическое повествование о Грузии. Скончался в Ярославле во время круиза по Волге. Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде (близ Литераторских мостков).

Литература
Еголин А. За высокую идейность советской литературы // Звезда. 1946. № 5–6. С. 167–178.
Луговцов Н. Сражающаяся муза: Подвиг Ленинграда в творчестве советских поэтов, 1941–1945. Л., 1973. С. 9, 34, 38, 50, 58. То же: Л., 1985. С. 9, 26, 28, 37, 42.
Мейлах Б. «Первый день». О новой книге Сергея Спасского (рец.) // Литературный Ленинград. 1934. 14 апреля. № 17. С. 3.
Макогоненко Г. П.  Воспоминания о Маяковском // Литературный современник. 1941. № 4.
Малахов С. На повороте… в какую сторону? // Литературная газета. 1931. 17 октября. № 56. С. 3.
Молодяков В. Э. Неизвестная книга Сергея Спасского «Всадник» (стихи о Ленинграде) // Невский библиофил. Альманах. Выпуск 20. СПб., 2015. С. 42–54.
Спасский Сергей Дмитриевич // Писатели Ленинграда: Биобиблиографический справочник. 1934–1981 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982. С. 291.
Поступальский И. Сергей Спасский. Особые приметы (Рецензия) // Новый мир. 1931. № 7. С. 202–203.
Рождественский Вс. А. Сергей Спасский // День поэзии-68. Л.: Советский писатель, 1968. С. 198–199.
Тамарченко А. Страницы истории // Ленинградский альманах. 1957. Кн. 13. С. 354–373.
Тарасенков Ан. Сергей Спасский. Особые приметы (рец.) // Красная новь. 1931. № 2. С. 170–171.
Тименчик Р. Сергей Спасский и Ахматова // Toronto Slavic Quartery. 2014. № 50. P. 85–134.
Сергей Спасский. Из неизданного (письма и стихотворения). Публикация Ирины Роскиной  // Toronto Slavic Quartery. 2016. № 58. С. 1–26.
Шефнер В. Маленькое предисловие // Спасский С. Земное время: Избранные стихи / Сост. В. С. Спасской; Предисл. В. Шефнера. Л.: Советский писатель, 1971.

 
 

    © Культурно-Просветительское общество "Пушкинский проект"    Авторы-разработчики проекта: © Екатерина Евгеньевна Вахненко, © Андрей Дмитриевич Степанов