Рин А.

Чехов и современная новелла

Источник: Литературный Ленинград. 1935. 1 апреля. № 15. С. 4.


Вопрос о новелле и необходимости учиться мастерству у классиков русской и иностранной новеллы в последнее время привлекает к себе большое внимание писателей. М. Пришвин, Скиталец, Огнев, В. Шкловский, Никифоров, Е. Зозуля и ряд других писателей пришли на дискуссию, организованную Гослитиздатом «Чехов и современная новелла».

Во вступительном слове И. Альтман подчеркнул, что теперь уже никто не отрицает значения Чехова для нашей советской литературы, и указал на неправильный подход к новелле как к куску большой вещи. Новелла – самостоятельное произведение «со своим» сюжетом и композицией, насыщенное образным языком.

Тов. Альтман призывал советских писателей учиться у Чехова избегать дидактики и всегда оставлять в новелле что-нибудь на догадку читателю. В новеллах Чехова есть одна центральная идея, одно центральное действие. Говоря о других родах новеллы, И. Альтман останавливается на попытке Паустовского написать научно-фантастическую новеллу, отразив в ней великую любовь человека к человеку и новые отношения между людьми. В этой теме, связанной с отображением советской действительности и ее идейной насыщенности, докладчик видит разрешение проблемы о современной новелле. Учиться у Чехова надо и искусству самоограничения.

В прениях приняли участие тт. Гоффеншефер, В. Шкловский, Огнев, Дерман, Малышкин. Тов. Гоффеншефер возражал против формалистических попыток ввести общий критерий в вопрос о жанрах и, в частности, в вопрос о новелле.

Соотношение искусства и действительности определяет вопрос о жанрах в любой исторический период. Для творчества Чехова определяющим моментом является значение отстоявшейся действительности. В новелле нужно уметь сказать коротко о многом, и Чехов дал прекрасные образцы такого искусства.

Примеры различного понимания новеллы в разные исторические периоды приводит В. Шкловский. Он упрекает советских новеллистов в том, что они «торопятся к развязке», Чехов никогда не торопился. Для него характерно медленное развертывание сюжета. У Чехова нельзя разбирать сюжеты вне героя, у наших новеллистов часто бывают бессюжетные новеллы.

Н. Огнев указал, что мы знаем Чехова-новеллиста и как легкомысленного, грешившего пустяками А. Чехонте, и Чехова периода 90-х и девятисотых годов, зрелого мастера новеллы. «Дом с мезонином» и «В усадьбе» – вещи второго периода. У Чехова второго периода необходимо учиться искусству строить образ.

После выступления Ал. Малышкина, поднявшего вопрос об отражении в новелле столкновений двух культур – старой и новой советской, дискуссия была перенесена на один из ближайших вечеров с тем, чтобы ряд участников дискуссии выступил с конкретным разбором какой-либо одной советской новеллы.


 
  Назад          Библиография о Чехове
 

 © Санкт-Петербургский государственный университет