25 лет назад – 15 июля 1904 г. – на немецком курорте умер от чахотки один из замечательнейших русских писателей Антон Павлович Чехов.
Жизненный путь его был нелегок и недолог. Сын мелкого таганрогского лавочника (родился в 1904 г.), внук крепостного, с трудом пробивший себе дорогу к высшему образованию, затем – уездный врач и сотрудник юмористических журналов, А.П. Чехов не сразу попал в «большую литературу», не сразу был оценен критикой.
Есть два лица Чехова-писателя. Антоша Чехонте – автор веселых юморесок. Печатавшихся в «Стрекозе», в «Осколках», и Чехов – автор «Мужиков», «Палаты № 6», «Дяди Вани», «Трех сестер», «Вишневого сада», создатель сумеречных настроений, оставивший в литературе хмурых «людей», героев безвременья, надвинувшегося на Россию времен Александра III.
Чехов сумел показать во весь рост русского интеллигента переходной эпохи, прозябающего в бесчисленных российских провинциях, где нет ни живой мысли, ни живого дела. Чехов – певец трагедии интеллигента, потерявшего твердую почву под ногами, колеблющегося, слабовольного, подсознательно чающего какой-то новой жизни и не знающего, какой должна быть эта новая жизнь. Не знал этого ясно и сам Чехов.
Но писателя нельзя отождествлять до конца с его героями. Творческий путь Чехова это – путь преодоления «чеховских настроений». В конце жизни он сумел приветствовать надвигающуюся революцию 1905 года, эту «громаду, здоровую сильную бурю, которая уже близко».
Рабочий читатель не может пройти мимо Чехова. Живы еще Чеховские герои, «свиные рыла» мещанского быта, люди 20-го числа, которых, как никто, сумел заклеймить Чехов. Поколение наших пролетарских писателей должно многому научиться у Чехова. От Чехова мы должны взять его простоту, его культуру и громадное мастерство формы, стиля, уменье построить произведение и заразить им читателя.