И. С. <Сургучев И.Д.>

«Дядя Ваня». Камерный театр

Источник: Возрождение (Париж). 1932. 19 апреля. № 2513. С. 4.



Все изменилось под нашим зодиаком. Дядя Ваня держит в Бианкуре ресторан, Соня и Елена Андреевна служат у него кельнершами, маман – за кассой, нянька орудует на кухне, Вафля моет посуду, Астров разводит кур в Нормандии, а профессор состоит в республиканско-демократическом объединении и, забросив московские, харьковские и тульские рецепты, лечит подагру уроналом. Если в воскресенье они побывали в театре на ул. Ришелье и посмотрели на свои былые страдания и переживания, то после звериных революционных годов эти страдания показались им, вероятно, пустяковыми, бурей в стакане воды.

После революции весь русский театральный репертуар, в том числе и Чехов, стал историческим. Но, когда Бернард Шоу говорил, что он все свои пьесы отдал бы за одну пьесу Чехова, то я думаю, что на этот раз старый черт не ломался и говорил искренно. В пьесах Чехова писательское искусство доведено до совершенства, в мировой новейшей литературе нет ничего подобного (разве «Одинокие» Гауптмана, которых Чехов и любил, и ценил), и я не понимаю, почему эмигрантская пишущая молодежь, истекающая стихами, не особенно нужными, – не ходит в театр учиться у Чехова, ибо все равно от театра увильнуть нельзя и за пьесу, рано или поздно придется сесть, чтобы не стыдно было перед Москвой.

Г. Эспе собрал вокруг себя сильную труппу и ей, пожалуй, может теперь позавидовать Рига. Очень сильна была основная тройка пьесы: Зелицкий (профессор), Рахматов (Астров), Эспе (Ваня). С большим тактом сыграл прелестную роль Вафли г. Горев. Много душевной чистоты, обаяния и прелестной трепетности нашла в себе для Сони г-жа Дубравина. Елена Андреевна г-жей Карелиной была сыграна в тонах, преувеличенно вялых – и напрасно: у актрисы музыкальный слух, – всегда был верен. Остальные исполнители, как говорится, с честью поддерживали ансамбль.


   
 
  Назад          Библиография о Чехове
 

 © Санкт-Петербургский государственный университет