Впервые: Журнал для всех. 1902. № 4. Стлб. 447–462. Подпись: Антон Чехов.
Творческая история рассказа восстанавливается по письмам и записным книжкам Чехова. В марте 1901 г. писатель упоминал о том, что пишет рассказ «на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать». В записных книжках сюжет и финал «Архиерея» появились в только в 1899 г.; тогда же определилось название. По воспоминаниям С.Н. Щукина, замысел был связан с фотографией таврического епископа Михаила – человека еще не старого, с очень умным, одухотворенным лицом «и с печальным, страдальческим выражением». Больной чахоткой архиерей был запечатлен на карточке вместе со старушкой-матерью. Назывались и другие возможные прототипы главного героя. Некоторые реалии рассказа позволяют говорить и о скрытом автопсихологизме, об отражении настроений Чехова в ялтинский период: герою, преосвященному Петру, 42 года, но он болен и чувствует, что жизнь уже уходит; его постоянно тревожат посетители, но среди них нет человека, с которым можно было бы отвести душу.
Почти не замеченный критикой после выхода в свет, «Архиерей» в XX веке был признан одной из вершин мировой литературы.
|
|
Епископ Михаил (Грибановский) с матерью
|
Архиерей – священнослужитель, относящийся к высшей степени священства, епископ. |
|
Архиерей в облачении (Никодим, епископ Енисейский и Красноярский, вторая половина XIX века)
|
Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим – один из великих (двунадесятых) праздников, отмечаемый за неделю до Пасхи. На богослужении в день праздника или накануне совершается чин освящения верб. Действие рассказа происходит во время наиболее важного времени церковного года – Страстной недели, которая начинается в понедельник после Вербного воскресенья и заканчивается в субботу перед Пасхой.
|
|
Освящение вербы, современная фотография
Богослужение в Вербное воскресенье, современная фотография
Источники: Одинцовская, Екатеринбургская епархии Русской Православной Церкви. |
|
Всенощная (Всенощное бдение) – богослужение, которое по уставу должно продолжаться от заката до рассвета (на практике часто короче); совершается накануне великих (двунадесятых) и некоторых других праздников, а также накануне воскресного дня.
Преосвященный – титул епископа.
Канон – здесь: песнопение, посвященное празднику или святому; как правило, одни части канона поются, другие – читаются.
|
|
Хо́ры – верхняя открытая галерея (или балкон) внутри церкви.
|
Церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
приюта принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге.
Интерьер. Фото 1890-х гг.
|
Клирос – место в церкви, предназначенное для чтецов и певчих; обычно клироса два – они помещаются справа и слева от алтаря. |
Певчие станицы Новорыбинской, фото 1909 г.
|
Келейник – прислужник при игумене или архиерее, как правило, тоже монах.
|
|
Монах Коневского Рождество-Богородичного монастыря в келье за чайным столом (1900-е годы)
Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
|
Иеромонах – монах, посвященный в священники.
…ослица Иегудиилова! – выражение «валаамова ослица», восходящее к ветхозаветному повествованию о прорицателе Валааме, которого упрекнула в жесткости внезапно заговорившая ослица (Чис. 22: 27–29), в конце XIX – нач. XX века было широко известно; Иегудиил – имя одного из архангелов, не связанное с библейским рассказом о Валааме и его ослице.
...betula kinderbalsamica secuta. – Фраза составлена из латинских и немецких слов: betula (лат.) – береза, kinder (нем.) – детская, balsamica (лат.) – исцеляющая, secuta (лат.) – секущая.
Проскомидия – первая часть литургии, приготовление хлеба (просфор) и вина для евхаристии священником в алтаре.
|
|
Просфора – хлеб, употребляемый во время таинства Евхаристии.
|
Просфора
Древо. Открытая православная энциклопедия |
|
Духовное училище – низшее четырехклассное духовно-учебное заведение, дававшее право поступления в семинарию.
Эконом – ведал хозяйственной частью монастыря.
Епархиальный архиерей – глава епархии, церковно-административного округа. Герой рассказа является викарным архиереем, то есть епископом, не имеющим своей епархии и помогающим епархиальному архиерею.
|
|
Скуфейка (скуфья) – у православного белого духовенства: остроконечная бархатная чёрная или фиолетовая мягкая шапочка. |
Дьякон в скуфье, вторая половина XIX века
|
Успенье – Успение Пресвятой Богородицы, один из двунадесятых праздников, отмечается 15 (28) августа.
Архимандрит – один из высших церковных чинов (ниже епископа).
У японцев теперь война. – Ближайшая ко времени написания рассказа японско-китайская война происходила в 1895 г.
Академия – имеется в виду духовная академия – высшее четырехлетнее духовно-учебное заведение, готовившее священников. Выпускники получали магистерские и докторские степени.
Благочинный – священник, назначаемый епархиальным архиереем в качестве «старосты» одной из частей епархии – благочиния, для надзора за порядком и осуществления связи между епархией и приходами.
|
|
...слушая про Жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный... – песнопения первых трех дней Страстной седмицы, отсылающие к притче о десяти девах (Мф. 25:1–13).
|
Се Жених грядет в полунощи (хор Валаамского монастыря)
слушать
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный (хор Сретенского монастыря)
слушать |
|
Омовение ног – чин омовения ног, при котором архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам в память об омовении ног ученикам, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерей (Иоан. 13:4), совершается в Великий четверг.
|
Чин омовения ног, современная фотография
Источник: Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви |
|
...пора к Страстям Господним ~ В продолжение всех двенадцати евангелий... – Двенадцать евангелий – на утрене в Страстную пятницу (служится вечером в четверг) читаются 12 евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке рассказывают о «страстях Христовых» – страданиях Христа в этот день.
|
Утреня Страстной пятницы, современная фотография
Источник: Одинцовская епархия Русской Православной Церкви |
|
«Ныне прославися Сын Человеческий»... – Иоан. 13:31 и далее.
|
|
К тексту
|
В раздел |
|