Впервые: Русская мысль. 1898. № 7. С. 120–131. Подзаголовок: Рассказ. Подпись: Антон Чехов.
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» писались последовательно, один за другим; они связаны между собой сквозными персонажами и смысловыми перекличками и составляют так называемую «маленькую трилогию» Чехова.
По свидетельству таганрожцев, соучеников Чехова, прототипом Беликова был инспектор таганрогской гимназии А.Ф. Дьяконов. М.П. Чехов писал о нем: «...это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры и затем сломалась и вышла из употребления. Всю свою жизнь А.Ф. Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик». Однако есть и свидетельства, опровергающие эту точку зрения. В качестве прототипа называли также знакомого Чехова, известного публициста М.О. Меньшикова. Однако Беликов не является ни портретом, ни карикатурой на какое-то определенное лицо, это обобщенный образ.
Некоторые критики (А.А. Измайлов, Н. Минский) отмечали необычность рассказа: изображая комического, почти карикатурного персонажа, Чехов тем не менее смотрит на него серьезно, освещает его психологию изнутри. Другие критики видели в Беликове прежде всего общественный тип. А.М. Скабичевский писал: «...личность Беликова является замечательным художественным откровением г. Чехова; одним из тех типов, которые, вроде Обломова или Чичикова, выражают собою или целую общественную среду, или дух своего времени». Однако находились и те, кто считал, что Беликов – «явление патологическое, которое уже по одному этому не может иметь обобщающего типического значения» (Е.А. Ляцкий). Выражение «человек в футляре» уже при жизни Чехова стало нарицательным.