Гоголь и литературная современность |
|
Источник: В мире искусств. 1909. № 2-3. С. 5-7. |
|
«…И вдруг среди этого торжества мелочности, посредственности, ничтожества, бездарности, среди этих пустозвонов и дождевых пузырей литературных, среди этих ребяческих затей, детских мыслей, ложных чувств, фарисейского патриотизма, притворной народности, – вдруг, словно освежительный блеск молнии среди томительной и тлетворной духоты и засухи, является творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспомощно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстной, нервичной кровной любовью к плодовитому зерну русской жизни; творение необъятно художественное по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта, – и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое»… |
|
Эта вдохновенная, гениальная по проницательности характеристика «Мёртвых душ» принадлежит великому нашему критику, «неистовому Виссариону» – Белинскому. |
|
В этой характеристике, в сущности, дана формула всему творчеству Гоголя. Здесь ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Здесь весь Гоголь – его отношение к России, к людям, его страсть, его религиозное отношение к творчеству, его сомнения, его надежды. |
|
И почти семьдесят лет спустя, как были написаны эти строки великим критиком, слишком пятьдесят лет спустя после смерти великого творца «Мертвых душ» – мы в полной неприкосновенности можем пользоваться данной формулой. |
|
Время разве ещё более подтвердило её справедливость, рельефнее, на ряде новых поколений, оттиснуло чуткую проницательность того, кто вместе с Гоголем оставил неизгладимый след в русской жизни. |
|
И теперь в дни великого торжества, в юбилейную годовщину столетия со дня рождения великого писателя самое лучшее, что мы можем делать – это возобновить в памяти слова Белинского. |
|
К ним не нужно ничего прибавлять. Их огненная искренность перевесить несколько возов той «юбилейной» литературы славословий, которая шумно, крикливо, пестро широким потоком разлилась теперь по станицам газет и журналов. |
|
Мы не намерены увеличивать стога этой юбилейной литературы хотя бы одной лишней соломинкой. Мы должны признаться откровенно, что всякий «юбилейный» шум, когда на торжестве толкутся люди слишком и слишком далекие от того, кого чествуют, – что такой уличный шум является для действительно любящего и уважающего сердца гораздо более раздражающим, чем отрадным зрелищем. |
|
В дни памяти о великом писателе мы хотим предаться размышлениям о нашей литературной современности. И пусть Гоголь будет судьей этой литературной современности. Так как это будет лучший судья – бесконечно-справедливый, но и бесконечно-строгий. |
|
Когда мы возвращаемся памятью к Гоголю, – мы невольно словно вступаем в какой-то храм. И в этом храме в великом умилении, с великим трепетом в душе священнодействует, приносить жертву не официальный чиновник-священник, но вдохновенный писатель. В этом храме писатель совершает свой великий «подвиг». |
|
Вы думаете, что я говорю о Гоголе последнего периода его жизни, о больном, истерзанном душевно, валяющемся в ногах о. Матвея Гоголе? Ничуть. Я говорю о Гоголе здоровом, жизнерадостном, добро творящем, ибо в отношении к творчеству, к «подвигу» писателя нет двух Гоголей – нет Гоголя здорового и Гоголя больного, – есть один писатель, молитвенно, благоговейно свершающий свое великое писательское служение. |
|
Вся переписка Гоголя полна отражением такого глубоко-религиозного отношения к творчеству, такого проникновенного понимания своего писательского назначения. |
|
В 1841 г., заканчивая «Мертвые души», Гоголь пишет Аксакову: |
|
«…Я слышу и знаю дивные минуты. Создание чудное творится и совершается в душе моей, и благодарными слезами не раз теперь полны глаза мои. Здесь ясно видна мне святая воля Бога, подобное внушение не происходит от человека; никогда не выдумать ему такого сюжета». |
|
Несколько позже он пишет ему же: |
|
«Труд мой велик, мой подвиг спасителен. Я умер теперь для всего мелочного». |
|
Вот оно настоящее слово – подвиг! Писатель не поденщик на рынке, он не просто «пишет», он совершает великое служение, – подвиг! |
|
5 |
|
|
В письме к А. Данилевскому от 7 августа 1841 г. Гоголь так описывает процесс своего творчества: |
|
«… О, верь словам моим! Властью высшею облечено отныне мое слово. Все может разочаровать, обмануть, изменить тебе, но не изменить мое слово! Я ничего не вижу перед собою, и во взоре моем нет животворящей внимательности новичка. Все, что мне нужно было, я забрал и включил к себе в глубину души моей. И как путешественник, который уложил свои вещи в чемодан и, усталый, но спокойный, ожидает только подъезда кареты, понесущей его в далекий, верный, желанный путь, так я, перетерпев урочное время своих испытаний, изготовясь внутреннею, удаленною от мира жизнью, покойно, неторопливо по пути, начертанному свыше, готов идти, укрепленный мыслью и духом». |
|
Не забывайте, что все это написано еще во время работ над первым томом «Мертвых душ», что тяжелый недуг и пагубное влияние о. Матвея еще не коснулось писателя. |
|
И еще в самом начале своего писательского пути, после первого тяжелого душевного потрясения, вызванного уничтожением неудачного первого своего детища – «Ганса Кюхельгартена», еще в 1829 г., следовательно еще совсем юношей, Гоголь писал о спасительности для писателя душевных испытаний: |
|
«Изредка только, – говорит он в письме к матери, – как будто от самого Бога, посещает меня мысль, что, может быть, все это делается с намерением; может быть, сеются между нами огорчения для того только, чтобы мы могли потом безмятежно и радостно пользоваться жизнью». |
|
И еще яснее в другом письме к матери же: |
|
«Одно только заставляет меня терпеть и покорствовать, что, верно, Бог, пославший мне такое благо в мере, имеет обо мне особенное Свое попечение». |
|
Религиозное отношение к творчеству («Бог, пославший мне такое благо в мере»), таким образом определилось не у зрелого писателя, но еще у юноши, робко и неуверенно только ступающего на писательскую дорогу. |
|
Кричите, что это мистический бред, кричите, что это болезнь! |
|
Если это болезнь, то болезнь всей жизни, – редкая, благородная болезнь, болезнь немногих избранников. |
|
И называется эта болезнь – писательский подвиг. |
|
Это отголосок древнего, из тьмы веков идущего понимания сущности писательского творчества, сущности писательского назначения: |
|
Писатель – пророк! |
|
И таким писателем-пророком, несомненно, был Гоголь. В этом отношении он имел страшно много общего с другим писателем-пророком – с Достоевским. |
|
И вот почему я сказал выше, что Гоголь будет лучшим судьей нашей литературной современности. Это будет бесконечно строгий судья, это будет бесконечно справедливый судья. |
|
Оглянитесь на нашу литературную современность. Кто из современных писателей, поэтов полон религиозного отношения к своему творчеству? Неправда ли просто смешной вопрос? Боже мой, какой старомодный вопрос!.. |
|
Над первым томом «Мертвых душ» Гоголь упорно, «молитвенно» работал шесть лет. |
|
Кто способен теперь шесть лет работать над одним произведением? Я думаю, что очень многие из современных писателей, не задумываясь, ответят на этот вопрос: «конечно, только тот, на чьи произведения нет ни малейшего спроса, кому издательства не выдают авансов, кто не получает нескольких сот, а то и тысячи полторы за лист». |
|
Ну, конечно! Раз «на рынке» есть спрос, следовательно, писателю только и остается, что работать двумя руками, руками и ногами. С «рыночной» точки зрения очень последовательно и логично. |
|
«На рынок», без всякого труда, в течение одного только года можно испечь полдюжины мистических драм, полдесятка философских рассказов. И везде будут затронуты «глубочайшие проблемы духа», везде будет целая идейная революция. |
|
И рынок, – улица, несомненно, все это поглотить. Разве «на рынке» спрашивают, чтобы произведение было «выношено» годами, да еще «мучительно», – важно, чтобы оно внешне было прилично «сделано». |
|
И мастера этого писательского цеха во как наловчились все это «делать». |
|
А затем на рынке еще нужно знать, на что есть спрос, чем в данный момент можно угодить «почтеннейшей публике». |
|
6 |
|
|
Показалось, что идейную революцию можно повести от голой барыни в золотых туфельках, – начали изготовлять дюжинами таких. |
|
Показалось, что можно иметь успех у толпы, поднявшись на крыльях, – прицепили себе грязные крылья. |
|
Показалось, что не дурной может быть торг богами – начали изготовлять богоискательскую литературу. |
|
И все так быстро, так чистенько и прилично, словно с клеймом «made in Germany». |
|
Что и говорить, – в писательской технике успехи сделаны крупные. |
|
Но разве писатель весь в технике, разве техника – все? |
|
Душа где, мука творчества где, искренность где, серьезное отношение к своему призванию где? |
|
Не видно всего этого. И не нужно все это «на рынке». Здесь нет законов творчества, смешно здесь говорить о писательском подвиге, здесь есть один закон – спрос и предложение, предложение и спрос. |
|
И мучительно больно было бы Гоголю, если бы ему в действительности пришлось судить нашу литературную современность. Строг, но справедлив был бы его приговор. |
|
Мы только что «отпраздновали гоголевскую неделю». Мы много говорили о больном и здоровом Гоголе. Но, кажется, мало вспомнили о том, что всю свою жизнь Гоголь болел одной болезнью – чисто религиозным, благоговейным отношением к своему призванию. |
|
А между тем, вспомнить об этом было бы нужно особенно в настоящий момент, когда мутная волна, идущая с рынка, готова захлестнуть и писателя, и бедного читателя... |
|
Ив. Чужанов. |
|
7 |
|
|
|