Н. В. Гоголь
 
Источник: Сибирская Жизнь. 1909. №63. С. 2-3.
 
 
Сегодня вся образованная Россия чествует память великого писателя, Н. В. Гоголя, по случаю 100-летия со дня его рождения.
 
С горьким чувством приходится констатировать, что юбилейные торжества омрачаются некоторыми прискорбными явлениями. Страсти, разгоревшиеся ещё при жизни писателя по поводу его произведений, не успокоились; еще нет единодушного и согласного признания значения его литературной деятельности, еще происходит спор о его личных убеждениях и о взаимном отношении между его личными убеждениями и его литературным творчеством. Мало того, всего несколько лет тому назад, когда исполнилось 50-летие со дня смерти великого писателя, были случаи затруднений и препятствии при устройстве торжественного чествования памяти того, кто составляет истинную гордость русской литературы. Эти прискорбные обстоятельства настоящего приводят на память столь же прискорбные факты, имевшие место при жизни писателя. Тернист был его земной путь.
 
В школе болезненный и скрытный от природы мальчик сразу становится предметом насмешек и проделок со стороны товарищей. На первых шагах самостоятельной жизни на него обрушиваются один за другим удары судьбы. Он терпит материальную нужду; его первый литературный опыт оказывается неудачным; неудачны были его первые попытки поступить на государственную службу или на сцену. Неудачна была также его попытка впоследствии получить кафедру в киевском университете неудачна была и его кратковременная профессорская деятельность в петербургском университете. Но вот Гоголь успешно выступает на литературном поприще: его литературная деятельность находит справедливую и заслуженную оценку со стороны небольшого кружка образованного русского общества.
 
Однако постановка на сцене одного из лучших произведений Гоголя – «Ревизора» причиняет автору ряд тяжких оскорблений. Только благодаря личному желанию Государя с «Ревизора» сняты были цензурные запрещения и разрешено было поставить его на сцене. Бессмертная комедия встречена была криками негодования, не только со стороны широкой публики, но и со стороны петербургской журналистики. «Клевета, фарс, карикатура!» – кричали о комедии. «Клеветник, либерал, зажигатель, бунтовщик!» – кричали о ее авторе. «Я устал душой и телом; пишет Гоголь Пушкину после первого представления «Ревизора», я хотел бы только убежать куда-нибудь». И больной, измученный писатель убегает из своей родины, – уезжает за границу. Издание первой части «Мертвых душ» сопровождается цензурными препятствиями, которые доставляют автору много волнений и страданий. Поэму называют произведением безбожным, ибо автор в ней восстает против бессмертия души; называют произведением опасным для государства, ибо автор идет против крепостного права; указывают на то, что автор позорит национальное достоинство России, говоря, что будто бы у нас «за два с полтиной можно купить человеческую душу»; указывают на то, что автор своей повестью о капитане Копейкине позорит честь русской армии и т. д. Гоголю пришлось обращаться к протекции различных влиятельных лиц, пришлось даже писать прошение на Высочайшее имя.
 
Если при издании 1 части «Мертвых душ» Гоголь встретил препятствия со стороны цензуры и если «Ревизор» вызвал негодование со стороны широкой публики и худшей части тогдашней журналистики, то, с другой стороны, образованнейшая часть русского общества и лучшие представители периодической печати приветствовали автора «Ревизора» и «Мертвых душ», как гениального писателя. Наоборот, «Выбранные места из переписки с друзьями» вызвали негодование против Гоголя именно со стороны его близких друзей и лучшей части русского общества. Автор «Семейной хроники» С. Т. Аксаков настойчиво убеждал Плетнева и Шевырева не печатать «Переписки», ибо «все это ложь, дичь и нелепость». Наиболее резкий и страстный отзыв о «Переписке» дал Белинский, тот самый Белинский, который, по собственному признанию, «любил Гоголя со всею страстью, как человек кровью связанный со своею страною может любить ее надежду, честь и славу, одного из великих вождей ее на пути сознания, развития, прогресса». Знаменитое письмо Белинского к Гоголю, написанное после появления в печати «Переписки с друзьями», оканчивается словами: «проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских прав, что вы делаете? Взгляните себе под ноги, ведь вы стоите над бездною». Такое отношение к «Переписке с друзьями» произвело на Гоголя чрезвычайно сильное впечатление. В письмах к друзьям он старается оправдать себя, снять с себя тяжелые обвинения. Впоследствии в «Авторской исповеди» Гоголь в следующих словах говорит об отношении к его «Переписки с друзьями»: «Можно делать замечании по частям на то и на другое, можно давать и мнение и советы, но выводит, основываясь на этих мнениях, обо всем человеке, объявлять его помешавшимся, сошедшим с ума, называть лжецом и обманщиком надевшим личину набожности, предписывать подлые и низкие цели – это такого рода обвинения, которых я бы не в силах был вывести даже на отъявленного мерзавца, который заклеймен клеймом всеобщего презрения».
 
К этим нравственным терзаниям, которые преследовали Гоголя всю жизнь, необходимо присоединить материальную нужду, которая никогда не покидала писателя. В одном из писем к Жуковскому, Гоголь с отчаянием замечает: «я начинаю верить тому, что прежде считал басней, что писатели в наше время могут умирать с голоду». Наконец, всю жизнь терзали Гоголя и физические болезни. Болезненным ребенком родился Гоголь, в тяжкой болезни и окончил свое земное существование. Шестой десяток лет уже идет со дня кончины писателя, а дух недоверия, подозрения и обвинения все еще носятся над его могилой.
 
Такое отношение к великому писателю объясняется помимо других причин, недостаточным знанием его жизни и литературной деятельности, но в настоящее время уже подготовлены материалы, которые должны лечь в основу более верного понимания и более справедливой оценки жизни и деятельности Гоголя. Эти материалы явились результатом кропотливой и добросовестной работы покойного проф. Московского университета Н. С. Тихонравова и его последователя Шенрока. Имею в виду 10-е полное собрание сочинений Гоголя под редакцией и с предисловием Тихонравова. Материалы для биографии Гоголя Шенрока в 4 томах и Письма Гоголя», собранные Шенроком, тоже в 4 томах. Эти ценные материалы выясняют и процесс литературного творчества Гоголя и многие загадочные факты его жизни и его личные убеждения и взаимное отношение между личными убеждениями и литературной деятельностью. Уже пользовались этими материалами авторы прекрасных исследований о Гоголе, появившихся несколько лет тому назад по случаю 50-летия со дня его смерти, – профессор Овсянико-Куликовский, проф. Н. Котляревский, Абрамов. Воспользуемся ими и мы и постараемся набросать краткий очерк жизни и литературной деятельности великого писателя.
 
20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, Полтавской губ., в старинной малороссийской семье мелкопоместного помещика родился сын Николай, будущий писатель Н. В. Гоголь. Отец писателя – Василий Афанасьевич, – остроумный собеседник, талантливый рассказчик, человек с литературными наклонностями и дарованиями; написанный им водевиль «Простак» в настоящее время входит в репертуар малороссийского театра. Мать писателя Марья Ивановна – женщина чрезвычайно религиозная, добрая, с искренней любовью относившаяся ко всему окружающему. Будущий писатель от отца унаследовал острую наблюдательность, заразительный юмор, таланты рассказчика и чтеца; от матери – религиозность, мечтательность и мягкие гуманные чувства к людям, его наблюдательность изощряется прежде всего на предметах и явлениях, окружавших его в детстве. Это были роскошные картины малороссийской природы, и, затем, жизнь малороссийских помещиков и крепостных крестьян.
 
В детстве зародилась в душе писателя и любовь к театру. В имении малороссийского вельможи, бывшего министра Тронзинского, летом устраивались спектакли; руководил этими спектаклями, писал пьесы для них и некоторые роли отец Гоголя.
 
12 лет Гоголь был отвезен в Нежин и отдан в гимназию высших наук. Гимназия высших наук в учебном отношении была поставлена довольно плохо. Предметов преподавания было много, педагогический персонал был слаб; к тому же усидчивостью и прилежанием Гоголь не отличался, поэтому образование, полученное им в гимназии, было поверхностным и недостаточным. Недостатки эти пришлось впоследствии пополнить путем самообразования. В гимназии получила развитие зародившаяся еще в детстве страсть к театру. Гимназисты ставили спектакли. От спектаклей перешли к самостоятельным литературным упражнениям; первоначальные литературные опыты Гоголя, по отзывам его товарищей, были слабы; согласно господствовавшим в то время литературным вкусам они отличались напыщенностью и риторикой. Но одно из этих ученических сочинений уже указывает на направление таланта Гоголя; это «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан»; здесь изображены типы нежинских обывателей при различных торжественных случаях – на выборах в городском магистрате, на обеде у предводителя и т. д. Природная наблюдательность Гоголя чаще проявлялась в другом отношении. Он замечал все характерные особенности как учителей, так и товарищей, умел давать удивительно меткие прозвища и поразительно верно передразнивать. Уже в последние годы пребывания в школе предметом его наблюдательности были не просто смешные стороны, а стороны пошлые. Пошлость он замечал везде; он начинает критически относится и к таким лицам, к которым раньше относился с уважением, например, к Транзинскому, к директору гимназии Оркаю; всех окружающих он называет «существователями, которые задавили корою своей земности, ничтожного самодовольствия высокое назначение человека». Для него делается тягостной жизнь среди этих «существователей». Он рано начинает сознавать высокое назначение человека; рано начинает мечтать о том, чтобы посвятить жизнь свою на благо человечества. В последние годы школьной жизни Петербург представляется неопытному мечтательному юноше тем волшебным местом, где люди веселятся жизнью, торопятся пить наслаждения и где открыть простор для широкой деятельности на пользу и блага человечества. Эти мечтания свои Гоголь высказывает в письмах к матери, к своему приятелю Высоцкому; и к дяде Косяровскому. В письме к последнему уже перед окончанием курса Гоголь подробно излагает свои планы на жизнь в Петербурге. Он должен принести пользу человечеству; для этого нужно ехать в Петербурге, поступить там на службу, самое лучшее на службу по судебному ведомству. Он пишет: «холодный пот проскакивал на лице моем при мысли, что, может быть, мне доведется погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом – быть в мире и не означить своего существования – это было для меня ужасно. Я перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном – на юстиции. Я видел, что здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага».
 
Гимназический курс окончен. Гоголь в Петербурге. Рисовавшаяся ему на школьной скамье в Нежине перспектива петербургской жизни оказывается обманчивой. Влиятельные лица, к которым он явился с рекомендательными письмами, принимают его сухо, холодно, ограничиваются обещаниями  или предлагают незначительные места. В письмах к матери Гоголь уже с иронией отзывается о государственной службе, которая была раньше мечтой его жизни. Чиновник, по его мнению, издерживает свою жизнь бесплодно в глупых ничтожных занятиях и не имеет возможности принести на копейку добра человечеству.
 
Гоголь переходит к литературе; его первый напечатанный опыт (Ганс Кюхельгартен) вызывает едкую заметку Полевого. Гоголь отбирает у книгопродавцев все напечатанные экземпляры и сжигает их.
 
Делается попытка устроиться в театр. По отзыву лиц, знавших Гоголя, он обладал недюжинными актерскими способностями, но чиновник, которому поручено было испытать Гоголя, - оказался поклонником напыщенной декламации, чтение Гоголя показалось ему слишком простым и недостаточно выразительным. Пораженный этими неудачами самолюбивый юноша неожиданно предпринимает план уехать за границу для того, как он пишет матери, чтобы набраться сил для новой деятельности на пользу себе подобных. В действительности этот внезапный отъезд заграницу был совершен без всякой определенной цели. Через 2 месяца Гоголь возвращается в Петербург. Теперь он уже спокойнее относится к суровой и несоответствующей его мечтам действительности. Он принимает место помощника столоначальника в департаменте уделов. Прежний резкий отзыв его о чиновниках несколько смягчается. В письмах к матери он высказывает уже те мысли, что на государственной службе недостаточно обладать одними только добрыми желаниями приносить пользу человечеству. Необходимо, пишет он, обладать многосторонним деятельным умом, необходимо также обладать железной волей и терпением. Человек, обладающий этими качествами, может достигнуть такого положения, при котором он в состоянии дать обширный простор своим действиям и сделаться необходимым огромной массе государства. В этой характеристике Гоголь опусти одну черту – призвание. Именно этой черты у него не было. Через год Гоголь вышел в отставку. Карьера бюрократическая сменяется карьерой педагогической, Гоголь получает место учителя истории в институте Благородных Девиц.
 
В письме к матери, относящемся к этому периоду, Гоголь указывает на преимущества теперешних своих занятий; преимущества эти заключаются в том, пишет Гоголь, что «вместо глупой бестолковой работы, которой ничтожность я всегда ненавидел, занятия мои теперь составляют неизъяснимые для души удовольствия. Но между тем занятия мои, которые еще большую принесут мне известность, совершаются мною в тиши, в моей единственной комнате; для них теперь времени много».
 
В последних словах речь идет, очевидно, о литературных занятиях, вероятно, о «Вечерах на хуторе
 
2

 
близ Диканьки». Литературные занятия уже получают важное значение в глазах будущего великого писателя.
 
Скромное положение учителя не удовлетворяет Гоголя. Он жадно ищет более широкой деятельности, где бы можно было совершить великий подвиг на пользу человечества. По открытии университета в Киеве Гоголь стремится получить здесь кафедру всеобщей истории. Эти хлопоты Гоголя не увенчались успехом, но вскоре Гоголь получил ту же кафедру в Петербургском университете. Профессорская деятельность продолжалась около года, и Гоголь вышел в отставку. Эта профессорская деятельность вызывала резкое осуждение в нашей литературе. Историк СПБ, университета Григорьев говорит, что Гоголь, по незнанию классических древних и новых европейских языков не обладал даже и средством приобрести надлежащую начитанность, а приемы научные были совершенно ему неизвестны. Покойный профессор О. Миллер называет профессорство Гоголя позорным, а доктор Баженов, автор статьи «Болезнь и смерть Гоголя», относит профессорство его к странностям почти патологическим.
 
Материалы, которыми мы теперь располагаем, позволяют нам несколько ослабить резкость отзывов о профессорской деятельности Гоголя. Прежде всего необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что Гоголь относился к профессорской деятельности чрезвычайно серьезно. Далее необходимо иметь в виду низкий уровень тогдашней университетской науки. Если все это принять в соображение, то быт может затея Гоголя сделаться профессором и не покажется слишком странной. Профессорская деятельность Гоголя была неудачна. Главная причина неудачи коренится не в отсутствии серьезного отношения к делу и не в самоуверенности и не в недостаточной подготовке (хотя все это некоторое значение имело). Дело в том, что как поступление на государственную службу и педагогическая деятельность, так и деятельность профессорская была результатом добросовестного заблуждения Гоголя. Как раньше Гоголь верил, что государственная служба составляет его призвание, так теперь искренно верил, что его призвание научная деятельность в университете. Это была ошибка. Гениальный художник брал верх над ученым историком.
 
Свой курс Гоголь открыл блестящей лекцией, посвященной характеристике истории средних веков. Другую столь же блестящую лекцию прочитал Гоголь в присутствии Жуковского и Пушкина об Аль-Мамуна.
 
Обе лекции – художественные произведения; к обеим лекциям Гоголь тщательно подготовился. Но так подготовляться ко всем лекциям было совершенно невозможно, ибо нельзя писать художественные произведения по заказу к определенному сроку. К тому же именно в это время творчество художественное вполне овладевает Гоголем. По собственному признанию Гоголя в письме к Погодину, он не мог заниматься историческими исследованиями: «примусь за историю – передо мною движется сцена, шумят аплодисменты, рожи высовываются из лож, из райка, из кресел и оскаливают зубу – и история к черту». В это время Гоголь занят был окончательной отделкой «Ревизора».
 
Настоящий жизненный путь, вступив на который можно осуществить давнишнюю мечту о благе человечества, найден. Литературная деятельность – вот призвание Гоголя.
 
Как принести пользу на этом поприще, на поприще литературы? Писатель должен сказать святую правду о земле своей. И Гоголь сказал святую правду о русской земле. Он изобразил картину дореформенной России. Перед нами помещики и крестьяне, купцы и мастеровые, военные, чиновники, начиная от важных сановных лиц и кончая канцеляристами… Присматриваясь к этой галерее русских дореформенных типов, читатель ясно видит те условия государственной и общественной жизни, среди которых выросли и воспитались эти типы: крепостное право и всемогущество бюрократии; видит ясно читатель и необходные последствия этих условий: всеобщая деморализация, пошлость и пустота жизни, взятки, сплетни, попойки, обжорство и т. д. и т. д.
 
В художественных произведениях Гоголя как в зеркале отразилась дореформенная Русь. Произведения Гоголя («Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Миргород» и др.) открыли глаза русскому обществу и способствовали развитию его самосознания. В этом заключается величайшая гражданская заслуга Гоголя.
 
Недостатки дореформенной Руси вызывают мысль о необходимости реформы государственного общественного строя, о необходимости новых учреждений, новых законов. Но прогрессивное движение человечества зависит нет одних только учреждений и законов. Нравственное совершенствование личности составляет второе необходимое условие прогресса.
 
Задача русского писателя не ограничивается, по мнению, Гоголя, изображением отрицательных сторон жизни, вызывающих мысль о необходимости реформы; русский писатель должен изобразить также то высокое русской природы, которое может явиться результатом нравственного совершенствования. Гоголя неотступно преследует та идея нравственного совершенствования, нравственного возрождения, которая в наши дни вдохновила другого великого писателя русской земли Л. Н. Толстого и нашла художественное воплощение в «Хозяине и работнике» и «Воскресении». Гоголь верит в красоту человеческой души, он верит, что «воскресение» возможно для самого презреннейшего из людей. Уже в «Тарасе Бульбе» Гоголь высказывал эту идею воскресения. Развить ее он предполагает в «Мертвых душах».
 
Поэма «Мертвые души» должна была состоять из трех частей, подобно «Божественной комедии» Данте. 1-я часть, где изображается дореформенная Русь – это ад. Глубоко веря в идею нравственного совершенствования, писатель предполагает вывести русского человека из ада через чистилище в рай. Неоконченная 2 часть должна изображать чистилище, а 3-я часть – рай. Здесь, в 3 части, должно было предстать перед читателем «все несметное богатство русского духа», здесь должен был пройти «муж, одаренный божескими доблестями, и русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения».
 
Широким замыслам писателя не суждено было осуществиться. Смерть похитила певца, не допевшего своих песен.
 
М.
 
3
 

     
Назад О Гоголе На главную