Пушкин и Гоголь | |||||||||||
Источник: Русская старина. 1900. Т. 101. С. 383–392. | |||||||||||
I | |||||||||||
Есть в жизни человека золотая пора, которая навсегда оставляет самые светлые, самые заветные воспоминания, не исключая даже тех случаев, когда она полна горя и невзгод, потому что красна она не столько сама по себе, сколько соединенными с ней заманчивыми надеждами, девственной чистотой неиспорченного чувства и сознанием богатства свежих неистраченных сил. Случается, что последующая жизнь складывается и лучше, и удачно, но едва ли она может быть так счастлива, потому что счастье не в н е человека, и вот на чем основано волшебное преимущество даже горемычной молодости. Для русской литературы такой незабвенной и счастливой, несмотря на свою горемычность в смысле внешних условий, такой обаятельной порой молодости и первого, пышного расцвета духовных сил следует считать время Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Белинского, то есть промежуток от второй половины двадцатых годов до конца сороковых, то золотое время, о котором можно сказать слегка измененными словами Гоголя о Пушкине: «Боже, какой чудный сон видела русская литература!». Каким знаменательным представляется сочетание великих имен Пушкина, Гоголя, Лермонтова со святым именем Белинского! |
|||||||||||
«Да, были личности!.. Не пропадет народ, Обретший их во времена крутые». |
|||||||||||
Тот же поэт, которому принадлежат эти слова, сказал о Белинском: | |||||||||||
«Молясь твоей многострадальной тени, Учитель, перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени». |
|||||||||||
383 | |||||||||||
А для самого Белинского таким великим и самым дорогим именем во всей, столь горячо любимой им русской литературе, без сомнения, было имя Пушкина. | |||||||||||
Еще до начала блестящей критической деятельности Белинского, Гоголь один из первых прекрасно оценил Пушкина. В своей превосходной критической статье о Пушкине, в «Арабесках», он восторженно отозвался о нем и особенно хорошо выяснил вопрос о народности Пушкина. Мало того, Гоголь как бы видел в Пушкине прообраз будущего истинного русского человека. «Пушкин, – говорит он, – есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком, может быть, он явится через двести лет». Ведь с именем нашего величайшего поэта, прежде всего, связано представление об умственной и вообще духовной мощи. Как прекрасно сказал о нем Гоголь, что «исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на его свободных мыслях». Как мягко уловил здесь Гоголь одну из прекрасных и существеннейших сторон духовного склада великана нашей поэзии. В самом деле, если в жизни и творчестве Пушкина есть что-то даже пророческое, как утверждал Достоевский, то это глубокое и таинственное, это зерно будущего сильно чувствуется не только в его произведениях, но и во всей его личности и даже в его внешнем облике. |
|||||||||||
Теперь уже ясно, что Пушкин неразрывно связан со всем, что есть талантливого в позднейшей русской литературе, и всегда в ней останется родоначальником всего живого и замечательного. Своими вдохновенными, своими бессмертными созданиями и благородством своего мощного гения, Пушкин навсегда обеспечил себе первенствующее и почетнейшее место в русской литературе. Все, что ему предшествовало, было, в сущности, временем роста, когда еще неокрепший организм формировался и набирал силы, а духовное развитие нуждалось в постороннем руководительстве и следовании лучшим иностранным образцам. | |||||||||||
Белинский, говоря, что «муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов», сравнивал его с морем, принявшим в себя много рек больших и малых. Но в это время все, что составляет главное богатство и гордость русской литературы, было еще впереди, и тогда естественно было сравнивать Пушкина с его предшественниками. Для нас, в настоящее время, открыта возможность судить об отношении Пушкина к писателям позднейшим, и несмотря на то, мы не можем не признать, что Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Белинский останутся навсегда в русской | |||||||||||
384 | |||||||||||
литературе славными представителями той чудной поры, которая никогда не забывается. | |||||||||||
Пушкин завещал русской литературе, прежде всего, гуманность и великое знамя прогресса, а также служение не одной красоте, но также и старшей сестре ее – правде, и не только правде художественной, но, в обширном смысле слова, правде высшей и вечной, к которой одинаково призывают каждого и религия, и чувство чести, и величайшие произведения литературы; правде, которую живо сознает неиспорченная душа народа, и перед которой беззаветно и страстно преклонялись честные люди всех веков и стран. | |||||||||||
Гуманность – одна из существенных основных стихий поэзии Пушкина, и если порой душой его овладевало раздражение, то вскоре опять побеждала любовь, и мы в праве применить к нему же его прекрасные стихи: | |||||||||||
«В порыве гнева и печали Ты проклял нас, бессмысленных детей, Разбив листы твоей скрижали… Нет, ты не проклял нас». |
|||||||||||
И дорог нам Пушкин, и не можем мы не повторить о нем прекрасных слов Тютчева: | |||||||||||
Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. |
|||||||||||
II | |||||||||||
Не забудет сердце России и Гоголя, воспоминание о котором так тесно связано с воспоминанием о Пушкине. | |||||||||||
Последний, несомненно, является центральной личностью в новой русской литературе, имея также глубокое духовное родство с ее современным реальным направлением. Мы не можем ограничиться в Пушкине признанием одного артистического совершенства художественной формы его произведений, потому что прелесть и звучность стиха и строгая внешняя выдержанность плана всегда одухотворялись у него гениальной идеей и глубоким чувством, и создания его отражают необъятный дух своего творца и беспредельную широту его поэтического миросозерцания. По условиям своего воспитания и в силу впечатлений жизни, Пушкин стал, правда, преимущественно изобразителем светлых сторон действительности, но это не лежало непо– | |||||||||||
385 | |||||||||||
средственно в природе его творчества. Вспомним Мазепу, Орлика, Нулина, Швабрина, Троекурова, Зурина, Зарецкого, Шабашкина, Пиковую даму вспомним сатирическую «Летопись села Горохина» и явное торжество реализма в его позднейших созданиях, и мы должны будем признать, что он всесторонне отзывался на впечатления жизни, без чего нельзя было бы признать вполне справедливым содержание его знаменитого стихотворения «Эхо», которое было бы слишком неосновательно понимать в узком смысле. Но нам могут указать на характеристику поэзии, сделанную Пушкиным же в стихотворении «Поэт и червь». Но ведь известно, что это стихотворение выражает минутное настроение и встречает противоречие в других стихотворениях поэта. | |||||||||||
Пушкин с Гоголем, в сущности параллельно и по одинаковым дорогам, последовательно и одновременно, совершали поворот в сторону сближения их творчества с действительной жизнью: как Пушкин в некоторых из первых своих повестей далеко не тот реалист, каким он является в «Капитанской дочке» и «Станционном смотрителе», так неодинаков реализм и «Вечеров на хуторе» с одной стороны, «Ревизора» и «Мертвых душ» – с другой. | |||||||||||
Уже в «Евгении Онегине» мы на каждом шагу в каждом незначительном штрихе чувствуем яркое воспроизведение самой подлинной, самой повседневной действительности: здесь перед нами поэт с самого начала рекомендует своим читателям, друзьям «Людмилы и Руслана», просто доброго своего приятеля, родившегося на брегах Невы; в другом месте он сам как бы с досадой перебивает себя словами: | |||||||||||
«Тьфу! прозаические бредни, Фламандской школы пестрый сор! Таков ли был я, расцветая, Скажи, фонтан Бахчисарая». |
|||||||||||
Давно признано, что лучшая эпоха творчества Пушкина совпадает приблизительно с последним десятилетием его жизни, когда, отказавшись от эффективных сюжетов и картинных героев, вроде «Кавказского пленника» или «Цыган», все больше стал обращаться к обыкновенной жизни. И при том ведь не только во времена поэм в духе Байрона, но уже с самого начала поэтической деятельности Пушкина главную отличительную черту всего выходившего из-под его пера составляла художественная простота, которая и служит прекраснейшим объяснением внутреннего органического единства его поэзии с прозой. В «Евгении Онегине» же перед нами проходят картины деревенской природы в разные времена года: перед нами и бал, и зала театра, и кабинет светского | |||||||||||
386 | |||||||||||
человека, и наконец всякие мелочи обыкновенной жизни, вроде изображения съезда соседей Лариных целыми семьями в возках, в кибитках, бричках и санях, или народа, зевая слушающего молебен в Троицын день. «Граф Нулин», герои «Домика в Коломне», прозаический и заурядный Евгений «Медного всадника» и еще более заурядный и прозаический Иван Петрович Белкин, огромное множество лиц, случаев и мелких подробностей в повестях Пушкина служат самым несомненным доказательством сильной наклонности его к реализму. Все это уже роднит Пушкин с Гоголем, и напр. его «Станционный смотритель» уже близко подходит по возбуждаемому им чувству к «Шинели». | |||||||||||
Но несомненно, с другой стороны, что в произведениях Пушкина многие лица, взятые из повседневной жизни, большею частью являются не в одни лишь будничные моменты своей жизни, но иногда даже в весьма ярком и трогательном поэтическом освещении, не выходя, впрочем, нисколько из пределов действительности. Пошлость Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьевича в «Капитанской дочке» обрисована чрезвычайно ярко в начале повести, и пока они близки к гоголевским типам, но затем в решительную минуту они являются героями, как у Гоголя только казаки в «Тарасе Бульбе»; мельник в «Русалке» во время помешательства уже не лишен трогательного оттенка, но Троекуровы, Зурины и Шабашкины так и остаются, по самому существу своих пошлых личностей, обрисованными только с пошлой стороны, как гоголевские Иван Иванович или Иван Никифорович или, наконец, какой-нибудь голова или винокур из «Майской ночи» Гоголя. Впрочем, несомненно, что поэтическая форма большинства произведений Пушкина, конечно, все же способствовала выбору в его произведениях исключительных и величественных личностей и моментов, напр. в Полтавской битве, тогда как напр. в севастопольских рассказах Толстого перед нами выступает, хотя и во всем своем трагизме, будничная сторона войны. В «Полтаве» же поэтическая рамка рассказа побудила Пушкина переменить даже имя героини и опоэтизировать самый характер ее отношений к Мазепе и к ее родителям. В «Скупом рыцаре» и «Моцарт и Сальери» перед нами опять исключительные личности и исключительные сюжеты. Но за вычетом этого неизбежного влияния поэтической формы, там или здесь заметного в произведениях Пушкина, – общее заключение наше остается в силе. Но в прозе Пушкина заметно уже явное и намеренное стремление к естественности и простоте, особенно в предисловии к повестям Белкина, где автор рассказывает, будто бы для знакомства с жизнью Ивана Петровича он обратился было «к Марье Алексеевне Трефи– |
|||||||||||
387 | |||||||||||
линой, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина»; «но к сожалению», – прибавляет Пушкин, – «ей невозможно было нам доставить никакого известия о нем, ибо покойник вовсе не был ей знаком», и затем перед нами представлена самая будничная безусловно не эффектная личность. Надо вспомнить, что так писал Пушкин в то время, когда публика теряла голову от грубо размалеванных героев Кукольника и Марлинского, и ее больше всего на свете занимали Аммалат-беки и лейтенанты Белозоры. | |||||||||||
В выборе своим героем Ивана Петровича Белкина Пушкиным, очевидно, руководил тот же художнический инстинкт и то же стремление к реализму, как и Гоголем в «Мертвых душах», где героем избран человек не красивой, но и недурной наружности, не слишком тонкий и не слишком толстый, о котором нельзя было сказать, чтобы он был стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Не подражая друг другу, Пушкин и Гоголь невольно попали, так сказать, на одну и ту же дорогу и, еще не подозревая о существовании Гоголя, Пушкин уже пишет повести с простыми сюжетами и простым языком: он уже создает «Арапа Петра Великого», «Летопись села Горохина», повести Белкина. | |||||||||||
В виду вышеизложенного, по нашему мнению, падает вопрос о том, какого из наших писателей следует собственно считать отцом новейшей литературы, как будто Фонвизин, Крылов и Грибоедов и даже, по меткому замечанию профессора А. Н. Веселовского, сам певец «Слова о полку Игореве» не были в известной степени родоначальниками нашего литературного реализма? У Гоголя в его лучших созданиях реализм только полнее и ярче выразился. «Множество современных типов», – говорит Гончаров, этот тонкий и проницательный критик, умевший просто и бесхитростно, но необыкновенно верно судить о литературе, – типов вроде Чичикова, Хлестакова, Собакевича и Ноздрева, окажутся разновидностями разветлившегося генеалогического дерева Митрофанушек и Скотининых». «Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь», – говорит Гончаров в другом месте, – «стремились к правде, находили ее в природе, в жизни и вносили в свои произведения». В этом беглом перечне Гончаров, конечно случайно, пропустил таких крупных реалистов нашей литературы, как Грибоедов и Крылов; но случайность эта не без причины и весьма характерна; можно было бы, пожалуй, пропустить не только Крылова или Фонвизина, но даже Лермонтова, этого третьего величайшего корифея нашей литературы, но Пушкин и Гоголя ни в каком случае. |
|||||||||||
388 | |||||||||||
III | |||||||||||
Пушкин и Гоголь неразрывно связаны как личными отношениями, так и равносильной и первенствующей славой в русской литературе. Пушкин от души дал благословение творчеству Гоголя, чего он не мог бы сделать, если бы вполне последовательно считал литературу призванной исключительно «для звуков сладких и молитв», потому что только слепой и недальновидный судья, но уже никак не Пушкин, мог не заметить глубокой общественной подкладки и не почувствовать критического направления, которым насквозь проникнуты лучшие создания Гоголя. | |||||||||||
Робкий и застенчивый, но с весьма обширными запросами от жизни и богатый надеждами, юный малоросс, заранее вообразивший себе Петербург каким-то земным раем, по приезде в столицу, терпел на каждом шагу множество разочарований. А он надеялся найти в ней широкое поприще для великой цели приносить пользу человечеству и в то же время мечтал о будто бы ожидавшей его там полной чаше наслаждений. |
|||||||||||
Но холодно и беспощадно-сурово встретил юношу Петербург: вместо почти невообразимого счастья он дал ему только целый ряд неудач даже там, где было полное основание для надежд; так Гоголю, всегда славившемуся великим мастерством художественного чтения и обладавшему драгоценными сценическими данными, наотрез было отказано в приеме на сцену. Потом судьба забросила Гоголя в департамент. И вдруг, словно волшебством, в его жизни совершается переворот: первые литературные опыты быстро открывали ему дорогу в высший писательский круг Пушкина, Жуковского, Плетнева, и все это были не только замечательные писатели, но и редкие по своим нравственным качествам люди. Гоголь ожил, расцвел, почувствовал себя другим человеком. И в самом деле какой был счастливый переход от тоскливо-щемящей канцелярщины! Еще в Нежине Гоголь боготворил Пушкина и составил себе о нем какое-то лучезарное представление, проникнутое той же горячей юношеской идеализацией, как и все, что казалось ему тогда великим и прекрасным. Пушкин представлялся ему божеством, превыше мира и всего земного. И если во многом Гоголь только обманулся в своих розовых юношеских мечтах, то здесь действительность чуть ли не превзошла его ожиданий: Пушкин, предмет самой страстной и горячей его идеализации, глубоко привязал к себе своего собрата, проявив в отношениях к нему много сердечной теплоты и сумев ему |
|||||||||||
389 | |||||||||||
внушить к себе на всю жизнь такую любовь и благоговение, что каждое слово Пушкина казалось Гоголю законом, и ничто в жизни не было уже для него значительнее и дороже. Пушкин был во время и х сближения в самом расцвете и всеоружии своего гения, а Гоголю еще предстояло не только завоевать себе славу, но просто даже пробить себе дорогу, и Пушкин, быстро оценив талант своего нового знакомого, отнесся к нему совершенно отечески, направляя его первые робкие шаги, руководя его чтением, давая советы, просматривая его черновые рукописи. Пушкин от души смеялся над забавными страницами повестей Гоголя, а после прочтения первых глав «Мертвых душ», начал понемногу становиться все сумрачнее и наконец произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!». Безошибочный такт благородного сердца скоро открыл Пушкину ключ к душе скрытного малоросса, беззаветно к нему привязавшегося. | |||||||||||
После смерти Пушкина Гоголь писал Плетневу: «Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы». «Пушкин! Какой чудный сон видел я в жизни!» восклицал он впоследствии. Как трогательно, что, встретившись в первый раз в Риме после смерти Пушкина с Жуковским, они оба в одно слово произнесли с грустью имя Пушкина. | |||||||||||
Такова была глубокая сердечная связь Гоголя с Пушкиным. Оценив прелесть поэзии Пушкина, русское общество должно научиться по примеру Гоголя глубже понимать поэзию самой его личности и вместе с тем неразрывное союзничество Пушкина с другими нашими гениальнейшими художниками, силою своего гения увлекающими нас вперед, в царство света. Тогда только будет вполне оценено то, что следует считать в Пушкине пророческим. Чествуя Пушкина, нельзя забывать его братьев по духу, и прежде всего того его ученика и друга, который, с юных дней возненавидев порок и пошлость, всю жизнь потом горячо тосковал по идеале, которого сердце обливалось кровью от всего, что повседневно представлялось его наблюдательному взору. | |||||||||||
Без сильной поддержки и покровительства, с безумной отвагой гений, повинуясь одному только голосу правды в своем сердце, Гоголь в своих бессмертных созданиях ополчается против тьмы и принимает на свои плечи бремя общественного раздражения, – и тогда, когда, после постановки «Ревизора», с измученной и исстрадавшейся душой он должен был бежать из родины чуть не нищим, полю– | |||||||||||
390 | |||||||||||
бив с тех пор нищету, по его словам, как любовницу, и когда впоследствии, пускай и неудачно, он задумал иначе и совершенно уже в другом духе, всенародно высказать то, что наболело у него на душе. Различно было значение и неодинаков успех той и другой проповеди Гоголя, но одно несомненно, что здесь и там его увлекала внутренняя задушевная потребность сказать то, что было для него велико и свято. Его авторская деятельность была согрета и воодушевлена любовью и искреннейшим желанием принести пользу, желанием, так рано загоревшимся в его душе. Ведь еще в одном юношеском письме, когда Гоголь оканчивал курс в лицее, он писал своему любимому дяде, что «с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, он пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства и кипел принести хоть малейшую пользу». | |||||||||||
Жизнь дается нелегко, а избранным людям еще труднее: им даны могучие крылья и орлиный полет, но вместе с благословением свыше над ними сильнее, чем над обыкновенными людьми, тяготеет проклятие Адамово, потому что они страдают не за одних себя. И как шли бы к Гоголю во время такого же торжества его собственные слова, сказанные им по поводу одного юбилейного представления в память Мольера: «Куча венков вознеслась на голове его. Меня обняло какое-то странное чувство. Слышит ли он, и где он слышит это?». Ту же мысль потом в более художественной форме развил Гоголь в «Театральном разъезде»: Побасенки! А вон стонут балконы и перила театров; все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека; все люди встретились, как братья в духовном движении, и греметь дружным рукоплесканием благодарный гимн тому, которого уже пятьсот лет как нет на свете. С л ы ш а т л и это в могиле истлевшие его кости? Отзывается ли душа его, терпевшая суровое горе жизни?». А сколько сурового горя было в жизни самого Гоголя!.. «Побасенки! Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души!». Вот вечные бесспорные права Пушкина и Гоголя на признательность будущих поколений, для которых они будут всегда так же дороги, как Петр, как Ломоносов. | |||||||||||
Трудно, но не невозможно будущему творцу памятника Гоголю уловить и дать почувствовать проникнутую глубокой скорбью его неудовлетворенность «всей страшной, потрясающей тиной мелочей, опутавших нашу жизнь, всей глубиной холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога!». Необходимо выразить глубокое раздумье | |||||||||||
391 | |||||||||||
на лице Гоголя и вместе с тем дать зрителю почувствовать, с одной стороны, только миновавшую борьбу душевных движений в задумавшемся юмористе, кончившуюся победой грусти над светлым настроением, неразлучным с чарами творчества, – словом, передать то, что Белинский, говоря о повестях Гоголя, называет «комическим воодушевлением, всегда побеждаемым глубоким чувством грусти и уныния» и за что Пушкин прозвал Гоголя «великим меланхоликом». С другой стороны, кроме грусти сердечной, глубокой и сосредоточенной, но отнюдь не переходящей в отчаяние, во взоре Гоголя, нечего и прибавлять, должна светиться гениальная мысль и выражаться тонкая наблюдательность. Наконец, самоуглубленный взор Гоголя должен говорить о высоком духовном подъеме и о жгучей, мучительной, страдальческой тоске по идеалу, чтобы, знаменуя собой сущность лучшей поры творчества Гоголя, памятник в то же время мог намекать на страстное искание им истины в последнюю пору жизни. | |||||||||||
Венчая Пушкина, русское общество не может забыть и других великих представителей русской литературы. Дождавшись памятников Пушкину и Лермонтову, мы не можем не желать осуществления нашей заветной мечты, чтобы скорее была воздана «медная хвала» и другим великанам литературы и – на первой очереди – Гоголю и Белинскому. | |||||||||||
В. Шенрок |
|||||||||||
392 | |||||||||||
|