|
Слово о Гоголе |
|
Источник: Новь. 1929. С. 2. |
|
Гоголь родил Россию. |
|
– И эта была Россия Мертвых Душ и Россия – Тройка; Россия – и взаправду и воистину. |
|
– Великие русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Блок – были проникновеннейшими тайновидцами и прозорливцами своего народа. Но никто из них не показывал Россию в такой страшной ясности, как Гоголь. У других лишь уловлен образ России; а у Гоголя явлено лицо ее. |
|
Вглядимся же в это лицо. – Что же на нем написано? |
|
– Да вот они… – Чичиковы, Ноздревы, Собакевичи, Хлестаковы и великие множества подобных им непреодолимых типов, схваченных так убийственно верно. – Несколько мелких черточек, и вот уже весь человек разоблачен, обнажен… облуплен, словно луковица… А дальше… что дальше? «Душа?» – Нет, – пустота; н и ч е г о. – Какая там «душа», примерно говоря, у Кувшинного Рыла или у Коробочки… – Попросту клок мяса в верхней части искривившийся поганою рожею или же тошнотворной гримасой. |
|
И теперь еще живы гоголевские типы. |
|
– Вот, например, Чичиков. Какое ныне обилие возможностей для его органического жульничества! Наверно наичудеснейшим образом процветал бы он и во времена НЭПа и в период ликвидации белого движения… – Не правда ли? |
|
А вот Плюшкин, тот, наоборот, – спекулянт мелкой руки… мешочник, парящийся в теплушках. |
|
Из Ноздрева же вышел бы хороший застрельщик. – Такие сангвинически-хамоватые господа стоят многих садистов… |
|
Ну, а вот генерал Бетрищев, – тот был бы, пожалуй, расстрелян… (– и конечно, несмотря на свою комплекцию, принял бы смерть, не моргнув глазом). |
|
Что же касается демонического в своей пошлости хохота Кочкарева или разбитного голоса Хлестакова, – то их, ведь, где не услышишь! |
|
Тоже самое можно сказать по поводу ужимок дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях. |
|
Где их не увидишь! |
|
Ну, а Акакий Акакиевич… – человек, чья история своей умилительностью, так и хватает за сердце. Разве у него нет «души», разве только одна пустота облупленной луковицы? Тем не менее и Акакия Акакиевича необходимо причислить к уже упомянутой плеяде. – Разница лишь, что над Кувшинным Рылом и пр. – Гоголь, сдерживая слезы, хохотал с бессильной злобой, а над трогательным, но нелепым старичком рыдал в бессильном умилении… И тревожился бесконечной творческой тоской, ибо – «над кем смеетесь, – над собой смеетесь», |
|
и так же: |
|
– «над кем плачете, – над собой плачете». |
|
– Да, над собой смеялся и плакал Гоголь, когда смеялся и плакал над Россией Мертвых Душ. – Ведь он соединил с ней свою судьбу; он рождал ее в муках своей жизни, своего творчества. |
|
Но не одно только царство Мертвых Душ. – Россия не только край «исполинского образа скуки», который так часто душил русскую литературу. |
|
Есть и иная Россия…
|
|
Порою для Гоголя «тихо померкала вся окольность», и тогда пел он о гигантской тройке – России и о том, что «чуден Днепр при тихой погоде». – И отходила скука, и исчезали все рожи и гримасы непреодолимых типов, и все видения Вия и Страшной Мести… |
|
Остановлюсь несколько на трагедии Гоголя, как художника. |
|
– На долю каждого великого мастера слова выпадает глубокий разлад. С одной стороны художник выполняет свою основную задачу, которую обозначу словами Блока: |
|
«Т в о р ч е с к и й р а з у м – о с и л и л, у б и л», |
|
т. е. с убийственной меткостью проникает в сущность действительности. С другой стороны он бессильно мучается перед реальностью своей «земли обетованной», которую надо воплотить не только на бумаге, но и на деле. И это вовсю не по «утилитарным причинам», а потому, что земля обетованная есть нечто окончательное (– рай, совершенство, правда-истина), требующее не символического, а осязательно реального воплощения на земле. |
|
И все величие русской литературы именно в том, что ее большие писатели не могли примириться с возвышенным, но ограничивающим уделом художества. – Поэтому вопрос: «что делать?» – дамокловым мечом повисал над судьбой русского гения. |
|
Гоголь со своими религиозными исканиями последних лет, с неудавшейся и сожженной второй частью Мертвых Душ и с худой славой «Переписки с друзьями» – конечно, тоже осуществил в своей жизни и в своем творчестве это роковое устремление русской литературы. Сверкающая красота его Тройки не в силах была преодолеть непреоборимую правду Мертвых Душ и удовлетворить его бесконечную жажду полной правды. |
|
Трагедия Гоголя отмечена еще одной чертой. Творчество Гоголя чуждо обаянию женщины, женского (стоит только вспомнить искусственно прекрасный образ Уленьки). |
|
Между тем «Евгений Онегин», «Демон», «Война и Мир», «Братья Карамазовы», наконец, вся поэзия Блока, – питались силой русской женщины и красотой женственного. А Гоголь – нет. Он родил свою Россию без посредства женщины. |
|
И тем не менее – убийственно-меткий сатирик и великий поэт-прозорливец – гениальнейший русский писатель. |
|
В его России – яснее всего ощущается реальность того, что Россия – ч у д о. |
|
Ю. Иваск |
|
Р е в е л ь, Э с т о н и я. |
|
2 |
|
|
|