<< Вернуться

Анализ характеристик стиха (размер, вид клаузулы, схема рифмовки)

Поэтический корпус Национального корпуса русского языка [https://ruscorpora.ru/new/search-poetic.html] позволяет получить данные о распространённости того или иного стихотворного размера в творчестве поэта.

Согласно результатам поиска, среди стихотворений Вяземского подавляющее большинство ямбических: ямбом написано 298 стихотворений (86 %), в то время как хореем – 32 (9 %), амфибрахием – 10 (3 %), анапестом – 5 (1 %), дактилем – 3 (1 %).

Творчество Пушкина демонстрирует большее метрическое разнообразие, хотя и Пушкин явно предпочитает ямб: ямб – 734 стихотворения (77 %), хорей – 135 стихотворений (14 %), дактиль – 29 стихотворений (3 %), амфибрахий – 28 стихотворений (3 %), анапест – 28 стихотворений (3 %), гетерометрия (сочетание разных метров) – 1 стихотворение.

Обратимся также к характеристике клаузул, т. е. концов строк, в стихах Вяземского и Пушкина.

Судя по выявленным ранее (см. подраздел «Анализ наиболее частотных имён существительных») наиболее распространённым субстантивным лексемам в зоне рифмовки (это такие лексемы, как рука, слово, душа, стих, сила, ум, тень), в стихах Вяземского должны преобладать мужские и женские клаузулы, причём их должно быть примерно одинаковое количество.

Результаты поиска подтверждают это предположение: найдено 92 стихотворения с мужскими клаузулами (51 %), 87 стихотворений с женскими клаузулами (48 %) и всего 2 стихотворения с дактилическими (1 %). С гипердактилическими клаузулами стихотворений не найдено.

У Пушкина наблюдается похожее соотношение (некоторая разница лишь в том, что у Пушкина встречаются стихотворения с гипердактилическими клаузулами):

  • женские клаузулы – 383 стихотворения (50 %);
  • мужские клаузулы – 369 стихотворений (48 %);
  • дактилические клаузулы – 11 стихотворений (1 %);
  • гипердактилические клаузулы – 3 стихотворения.

Наконец, посмотрим на используемые Вяземским и Пушкиным схемы рифмовки.

Вяземский часто прибегает к перекрёстной рифмовке, в то время как парную (смежную) и охватную (кольцевую) рифмовки он использует гораздо реже:

  • перекрёстная рифмовка – 161 стихотворение (74 %);
  • парная рифмовка – 30 стихотворений (14 %);
  • охватная рифмовка – 28 стихотворений (13 %).

Пушкин немного чаще применяют парную рифмовку, зато реже использует охватную:

  • перекрёстная рифмовка – 279 стихотворений (68 %);
  • парная рифмовка – 98 стихотворений (24 %);
  • охватная рифмовка – 32 стихотворения (8 %).

В целом можно сделать вывод, что характеристики стиха (размер, вид клаузул, схема рифмовки) у Вяземского и Пушкина схожи, отличаясь у Пушкина лишь несколько бо́льшим разнообразием.

 

Главная

Вяземский-
поэт
Вяземский-
критик
Вяземский-
публицист
Вяземский-
мемуарист

Вяземский-
переводчик

Хроника Библиография
© Пётр Андреевич Вяземский: творческое наследие. Электронный научно-образовательный проект © Иркутский государственный университет © Э.Е. Буров