Поэтическое слово о подвиге Ленинграда
 


Источник: Прозорова Н. А.
Ольга Берггольц: Начало (по ранним дневникам). СПб.: ООО «Издательство "Росток"», 2014.
(вклейка между с. 128–129. Фотография 1946 г., ИРЛИ).


Стихи О. Ф. Берггольц:

1941, 1942, 1943, 1944,
после блокады


 


 


БЕРГГОЛЬЦ ОЛЬГА ФЁДОРОВНА

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПОЭМА

I

Я, как рубеж, запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй, подруга, – говорит, –
Менять не хочешь, дай по дружбе.
Одна в квартире дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам…
Отдай! Ведь ты сама рожала...
И я сказала: – Не отдам.
И бедный ломоть крепче сжала.
– Отдай, – она твердила, – ты
Сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
Чтоб ты украсила могилу.
...Как будто на краю земли,
Одни, во мгле, в жестокой схватке,
Две женщины, мы рядом шли,
Две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
Молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило – привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
– На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль – не думай.
Прожив декабрь, январь, февраль, –
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль,
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество, друзей моих,
Друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады. <…>

Фрагмент поэмы воспроизводится по:  Берггольц О. Ленинградская поэма // Ленинградская правда. 1942. 24 июля. № 174. С. 3. <начало>; Ленинградская правда. 1942. 25 июля. С. 2 <окончание>. С датировкой: Июнь-июль 1942 г. Ленинград.

Другие публикации военного времени:  
Берггольц О. Ленинградская поэма // Комсомольская правда. 1942. 30 августа. № 204. С. 4;
Берггольц О. Ленинградская поэма. Л.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1942;
Берггольц О. Ленинградская поэма // Берггольц О. Ленинградский дневник. Стихи и поэмы. 1941–1944. Л.: ОГИЗ, ГИХЛ, 1944. С. 30–45. С датировкой: 1942 г.

Д. Т. Хренков приводит в воспоминаниях рассказ автора о том, как рождался замысел «Ленинградской поэмы»: «Это может показаться странным, – говорила мне Ольга Федоровна, – но я, боявшаяся писать крупные вещи (по объему, конечно), вдруг почувствовала какой-то особый прилив сил. Мне показалось, что огромность эпопеи, свидетельницей и участницей которой мне выпало быть, требует от нас вещей всеохватных. Но как было добиться выполнения этой задачи? Помог случай. Я была вместе с фотокорреспондентом Григорием Чертовым на огневых позициях одного из артиллерийских полков. Грише нужно было снять пушки так, чтобы одновременно была видна часть заводского цеха. И он сделал этот снимок. «Как же ты добился цели?» – спросила я у него. Он ответил: «Очень просто – снимал с помощью широкоугольника». Тогда меня осенило, что и мой объектив, направленный в одну точку, может одновременно выхватить и запечатлеть с одинаковой резкостью разные вещи...»

Грузовики вели по озеру в голодный город. – Речь идет о Дороге жизни, проходившей по льду Ладожского озера. Первая колонна с продовольствием прошла 22 ноября 1942 года.
Сестра моя, москвичка Маша. – Мария Федоровна Берггольц (1912–2003), актриса;  в феврале 1942 г. прибыла в Ленинград по Дороге жизни, сопровождая машину с продовольствием для ленинградцев, присланную от Союза писателей.
Мой муж погиб… – Муж О. Ф. Берггольц, журналист и корреспондент Николай Степанович Молчанов умер в Ленинграде от голода 29 января 1942 года.
Был Тихвин взят – город Тихвин находился под оккупацией с 8 ноября 1941 года; в ходе Тихвинской наступательной операции был возвращен 9 декабря 1941 г.
Командир Семен Потапов... кто не вернется. – Эпизод подвига повторяет сюжет более раннего стихотворения «Песня о Леониде Коротких», реальном лице, лейтенанте-сибиряке, комсомольце с завода «Большевик».
Гравировал гравер седой… – Считается, что речь идет о Н. А. Соколове (1892–1974), главном медальере Ленинградского Монетного двора.

 

 
 

    © Культурно-Просветительское общество "Пушкинский проект"    Авторы-разработчики проекта: © Екатерина Евгеньевна Вахненко, © Андрей Дмитриевич Степанов