Кукольный фильм по рассказу Чехова «На даче»

Источник: Новое русское слово (Нью-Йорк). 1954. 17 октября. № 15513. С. 8.



На экране – дача, залитая косыми лучами солнца. Издалека доносится монотонное кукование. На террасе стоит еще не убранный после обеда стол. За столом сидит студент, читающий газету. Забравшись на террасу, коза безмятежно жует сползающую со стола скатерть. Слышится дыхание спящего. Это в комнате рядом с террасой мирно дремлет на диване Павел Иваныч Выходцев.

Кругом безмятежная тишина. Жужжит и бьется о стекло муха… И вдруг… за окном появляется женская рука в черной до локтя перчатке и таинственно стучит по стеклу. Павел Иваныч чуть приподнялся. Он смотрит поверх пенсне, от удивления его рот медленно открывается. Через форточку на ленточке опускается голубой конверт с изображением сердца, пронзенного стрелой…

Это первые кадры цветного кукольного короткометражного фильма «На даче», сделанного по одноименному рассказу А.П. Чехова.

… Вот Павел Иваныч распечатал письмо таинственной незнакомки, в котором она признается ему в любви и назначает свидание. Зрители видят, как лицо его немного вытягивается от удивления, открывается рот и с носа падает пенсне.

Фильм смотрится с большим интересом. В чем же секрет успеха этого кукольного фильма у зрителей? Авторы фильма «На даче» (сценарист и постановщик Г. Ломдзе, художники Л. Аристов и О. Новозонов) впервые применили у кукол – персонажей фильма – мягкие каучуковые головы.

Применение каучуковых голов у кукол «оживило» их, сделало предельно выразительными, объемными, с мимическими возможностями, усиливающими художественное восприятие фильма. Преимущество этих кукол заключается еще в том, что съемка их производится нормальным (не мультипликационным) способом, – это упрощает технику съемки.

«На даче» – первая экспериментальная работа в этом роде.


   
 
  Назад          Библиография о Чехове
 

 © Санкт-Петербургский государственный университет