Невеста
   
 

Впервые: «Журнал для всех». 1903. № 12. Стлб. 1413–1432. Подпись: Антон Чехов.

«Невеста» – единственный у Чехова рассказ, к которому сохранились почти все авторские рукописи и корректуры. История работы над рассказом восстановлена исследователями по письмам Чехова и, главное, по рукописям и гранкам. Впервые название рассказа прозвучало в письме к редактору «Журнала для всех» В.С. Миролюбову от 20 октября 1902 г.  К работе над рассказом Чехов приступил в Ялте в декабре 1902 г. Две недели он проработал с большим подъемом, но потом началась «заминка» и писатель отозвался о рассказе как о «неинтересном». 20 декабря работа возобновилась, но шла медленно, и в январе снова произошел перерыв из-за плохого самочувствия. О своей работе Чехов отзывался так: «Пишу рассказ для „Журнала для всех“ на старинный манер, на манер семидесятых годов»: по всей видимости, имелись в виду произведения, авторы которых, вслед за Чернышевским в «Что делать?», изображали девушек, которых «новые люди» убеждают порвать с косной семейной средой. 20 февраля Чехов сообщал Миролюбову, что рассказ вчерне готов, а 27 февраля беловая рукопись была закончена и отослана. Корректуру Чехов читал и правил в апреле-мае в Москве и 12 июня отослал в журнал. Затем Чехов еще раз правил рассказ – в корректуре, остающейся неизвестной. В сентябре окончательный текст был у Миролюбова. 21 апреля в Крыму рассказ читали в корректуре М. Горький и В.В. Вересаев. По воспоминаниям последнего, в ответ на замечание «…не так девушки уходят в революцию», Чехов ответил: «Туда разные бывают пути». Однако по словам того же Вересаева, рассказ был совсем другим по содержанию, в нем якобы были прямые слова о том, что Надя уходит в революцию (что не подтверждается сохранившимися рукописями), и потому его воспоминания вызывают большие сомнения.

Критика писала об «эскизности» и «схематичности» рассказа, но при этом подчеркивали его типичность для Чехова по части выражения особого «настроения». В то же время некоторые говорили о появлении нового героя: в отличие от многих типичных чеховских персонажей, не способных решать серьезные вопросы, Надя Шумина находит силы для решительного шага и рвет со своей средой. Эту активность героини связывали как с общественными переменами, так и с изменением отношения к жизни самого писателя.

Всенощная (Всенощное бдение) – богослужение, которое по уставу должно продолжаться от заката до рассвета (на практике часто короче); совершается накануне великих (двунадесятых) и некоторых других праздников, а также накануне воскресного дня.


... в пышном шелковом платье ... – пышные платья вошли в моду во второй половине. XIX в. Эта эпоха в истории моды поучила название «мода второй империи». Для нее характерна разнообразная цветовая палитра с яркими оттенками и широкий выбор тканей – от атласа, шелка и бархата до таких как парча, кружево, шелковый репс, меринос, тафта, тарлатан, шерстяной муслин. В качестве отделки использовали ленты, бахрому, цветы искусственные, кружева, вышивки и т.д. Рисунок на платьях – клетка, гирлянды цветов, полоска, россыпи мелких цветов, горох, сочетание полоски и цветочного орнамента. Пышность создавал кринолин – конструкция из китового уса, стальных обручей или ивовых прутьев. Ее надевали под нижнюю юбку для придания объема и пышности. В России такие кринолины называли – каж (от англ. cage – клетка), т. к. с конца 1850-х годов обручи начинают носить отдельно от нижних юбок, соединяя их по вертикали лентами или тесьмой. В 1860-х годах кринолины становятся максимально широкими, до 1,8 м в диаметре. К 1870-м форма кринолина из круглой перешла в овальную (вытянутую назад), которую на парадных платьях подчеркивал шлейф или трен.Установилось четкое деление цветов по возрастам: лиловые, синие, темно-зеленые, темно-красные, черные – для дам старшего возраста; розовый, голубой и белый – для молодых барышень.

Платье женское. 1850-е гг. Фото.
Опубл. в: Первушина Е.В. Петербургские женщины XIX века. СПб.: Центрполиграф, 2013
Платье-роба из красно-кирпичного шелка, на фижмах.
Фото. Русский костюм XVII-XX веков.
Культура и искусство

Соборный протоиерей – старший священник (из «белого» духовенства),настоятель городского собора.


Невеста – девушка, готовящаяся вступить в брак. Свадебный ритуал в XIX в. представлял собой довольно длительный процесс и занимал несколько месяцев. Девушка считалась невестой от момента помолвки (договора, взаимного обещания вступить в брак, который обычно тождественно отмечался) до венчания (освящения брачного союза во время церковного таинства).

В.Е. Маковский. Выбор приданого.
1898. Картина. Холст, масло, Харьковский художественный музей


... хлопали дверью на блоке... – дверь, снабженная механическим дверным доводчиком, основную часть устройства представлял собой блок, с помощью которого дверь самостоятельно закрывалась.

Схема дверного доводчика Юджина Блаунта.
1889. Фото. История дверных доводчиков


... когда у него умерла мать, бабушка, ради спасения души, отправила его в Москву ... – по христианскому учению, во имя спасения бессмертной души человек при жизни должен делать что-то вопреки своему благу (материальному и т.п.) для блага другого человека.


Комиссаровское училище – техническое училище в Москве, открытое в 1865 году и дававшее (с 1886 года) среднее техническое образование. Названо в честь Осипа Комиссарова (1838–1892), спасшего Александра II от покушения Д. Каракозова. Значительную часть воспитанников составляли разночинцы.

Комиссаровское техническое училище в Москве, в Благовещенском переулке.
1892–1903. Архитектор: М.К. Геппенер.
Фото. Retro View of Mankind's Habitat


Училище живописи – Училище живописи, ваяния и зодчества – ведущее художественное учебное заведение в Москве, выпускники которого фактически приравнивались к выпускникам петербургской Академии художеств. Среди учеников Училища был брат Чехова, Николай Павлович, и его друзья – К.А. Коровин, И.И. Левитан и др.

Училище живописи, ваяния и зодчества. 1912.
Фото. Опубл. в: Журнал «Искры». 1912. № 30
Retro View of Mankind's Habitat


Литография – здесь: мастерская эстампов (т.е. тиражных оттисков на бумаге с печатной формы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора с последовательной корректурой оттисков. Такой эстамп следует отличать от механического репродуцирования.

П.И. Львов. За работой в литографической мастерской.
1938. Литография. Wikimedia.Ru


Сюртук – длинный (в первой половине XIX в. – до колен), двубортная или однобортная верхняя мужская одежда, обычно приталенная. В последней трети XIX в. в моду вошли более короткие сюртуки.

Студент Императорского Санкт- Петербургского университета в форменном сюртуке.
1905. Фото. Фотоателье «Ю. Штейнберг».
Опубл. в: Хорошилова О.А. Костюм и мода Российской империи: Эпоха Николая II. М.: Этерна, 2012. 464 с.


…парусинковые брюки… – сшитые из парусины – грубой толстой льняной ткани, которая изначально употреблялась для изготовления парусов.


Сорочка – одежда из легкой ткани. В XIX в. обычно поверх сорочки надевали жилет, фрак, сюртук. Ношение сорочки без дополнительной верхней одежды считалось неприличным или знаком бедности. Открытые части сорочки (ворот, манжеты) украшали накладными декоративными воротником или манжетами, грудь – зашитыми складками, манишкой или жабо.

Мужская сорочка. 1890.
Фото. Светлана Гурова.
Рубаха / сорочка мужская: ЧАСТЬ 3: вторая половина XIX - начало ХХ века. Крой, подлинники, история, книги. Дата публ.: 20.03.2020. Лебединая песня реконструктора
Сорочка с сюртуком. Конец XIX в.
Фото Светлана Гурова.
Рубаха / сорочка мужская: ЧАСТЬ 3: вторая половина XIX – начало ХХ века. Крой, подлинники, история, книги. Дата публ.: 20.03.2020. Лебединая песня реконструктора

Торговые ряды – линия прилавков, с одной стороны которых находились продавцы, с другой – покупатели. Ярмарка длилась обычно 2–3 месяца, могла проходить несколько раз в год; владельцы торговых рядов сдавали места за прилавками продавцам в наем, ярмарка приносила владельцам хороший и стабильный доход.

Кострома. Торговые ряды.
Нач. XX в. Фото.
Костромская старина. Костромская областная общественная краеведческая организация
Фёдоровская ярмарка на Сусанинской площади.
Нач. ХХ в. Фото.
Костромская старина. Костромская областная
общественная краеведческая организация

Pince-nez – пенсне (рус.) – из фр. pince-nez, от pincer – защемить и nez – нос; очки без заушных дужек, держащиеся на носу с помощью зажимающей переносицу пружины. В конце XIX – начале XX вв. пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин; считались символом интеллигентности их носителя.

Пенсне в золотой оправе
с пружинными зажимами для носа. 1880-1900.
Фото. Science Museum Group Collection. © The Board of Trustees of the Science Museum

Портрет женщины в пенсне.
Около 1900. Фото. Неизвестный автор.
Портрет женщины в пенсне. 1910.
Фото. Неизвестный автор. История России в фотографиях

Гипнотизм – Интерес к гипнотизму в медицине возник после применения Ж.-М. Шарко (1825–1893) гипноза для лечения истерии в конце 1870-х гг. Проблемами гипноза и внушения в России занимались В.Я. Данилевский (1852–1939), А.А. Токарский (1859–1901), В.М. Бехтерев (1857–1927) и др.

Отеческаго дара расточив богатство… с бессмысленными скоты пасохся окаянный... – из песнопения Триоди Постной (Неделя о блудном сыне), глас 6.

…лопнула вдруг струна на скрипке… – ср. в «Вишневом саде»: «Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (д. 2).


... стучал сторож... – в ночное время сторож стучал в колотушку; колотушка представляла собой полую дощечку с деревянным шариком на сыромятном ремешке. Сторож ходил ночью и стучал в колотушку, давая тем самым знать, что он не спит, считалось, что этим он отпугивал воров.

Колотушка ночного сторожа.
Фото. Ступинский историко-краеведческий музей

Колотушка ночного сторожа.
Фото. Бугульминский краеведческий музей


... старый, давно запущенный сад ... – в XIX в русском провинциальном городе у каждого частного состоятельного дома был свой собственный небольшой сад.

К.Е. Маковский. В саду.
1870-е. Картина. Дерево, масло. Россия, Государственный Русский музей


Спиритизм – религиозно-философская доктрина, которая включает верование в возможность вызывать духов умерших и беседовать с ними с помощью «столоверчения». Широко обсуждалась в России в 1870–1880-х гг.

Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.


... пил чай, поставив блюдечко на свои длинные пять пальцев... – традиционный, характерный для мещанства и купечества способ чаепития.

К.Е. Маковский. За чаем.
1914. Картина. Холст, масло. Россия, Ульяновский областной художественный музей


Петров День – день апостолов Петра и Павла, отмечается 29 июня по ст. стилю; окончание Петрова поста, начало охоты и сенокоса.

Камилавка – головной убор священнослужителей, расширенный кверху цилиндр без полей; являлся постоянной принадлежностью одеяния рясофорных монахов. Белому духовенству (только священникам) фиолетовая бархатная камилавка давалась в качестве награды.

Протоиерей в камилавке с орденом Святой Анны 3 степени.
Вильна. Конец XIX – нач. XX вв.
Фото. Награды императорской России 1702–1917 гг.


…нацеплю на лоб кокарду… – т. е. сделаюсь чиновником. Кокарда представляла собой средний (т. е. упрощённый вариант Большого герба – без Государственной хоругви и шести территориальных гербов, располагавшихся над сенью) государственный герб Российской Империи, крепилась на головных уборах – форменных фуражках. Являлась знаком отличия государственных служащих – чиновников разных сословий и ведомств.

Кокарда чиновника Российской Империи.
Латунь. XIX в. Фото Коллекционное. Награды, Жетоны, Медали, Значки: Россия до 1917 г.


…члена управы. – имеется в виду член земской управы, один из двух или трех членов исполнительного (в данном случае губернского) органа местного самоуправления.

Паспорт у вас есть? – В Российской империи чтобы куда-то уехать, нужен был паспорт («вид»), с которым разрешалось жить где угодно за пределами своего места прописки. Дворяне могли получить бессрочный паспорт. Прибыв на новое место, человек был обязан предоставить паспорт в полицию.

Паспортная книжка А.С. Крашенинниковой.
1898. Фото.
Музей Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия

уходить в казачество – т. е. покинуть привычную среду и вести независимый образ жизни. В XIX в. была распространена версия, согласно которой казачество как особое сословие сложилось из бежавших от крепостного права крестьян.

... после экзаменов ... – число девушек, стремящихся получить высшее образование, во второй половине XIX в. неизменно росло. Наибольшим авторитетом и. популярностью пользовались высшие женские курсы В.И. Герье (Москва) и Бестужевские женские курсы (Санкт-Петербург).

Н.А. Ярошенко. Курсистка.
1883. Картина. Холст, масло.
Россия, Калужский музей изобразительных искусств
Г.Г. Мясоедов. Курсистка. На пути к знаниям.
1904. Картина. Холст, масло.
Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко

…на кумыс. – Кумыс считался средством от туберкулеза. В 1858 году доктор Н. В. Постников открыл вблизи Самары первую кумысолечебницу.

…чтобы вся жизнь проходила как сквозь призму. – То есть разделялась на лучи-«элементы».

двугривенный – серебряная монета номиналом 20 коп.

Монет 20 копеек.
1890. Серебро. Фото. Царская Россия


 

К тексту

В раздел
 

 © Санкт-Петербургский государственный университет