ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
|
Декорация первого акта.
Восемь часов вечера. За сценой на улице едва слышно играют на гармонике. Нет огня.
|
Входит Наталья Ивановна в капоте, со свечой; она идет и останавливается у двери, которая ведет в комнату Андрея.
|
Н а т а ш а. Ты, Андрюша, что делаешь? Читаешь? Ничего, я так только... (Идет, отворяет другую дверь и, заглянув в нее, затворяет). Огня нет ли...
А н д р е й (входит с книгой в руке). Ты что, Наташа?
Н а т а ш а. Смотрю, огня нет ли... Теперь масленица, прислуга сама не своя, гляди да и гляди, чтоб чего не вышло. Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. Кто зажег, так и не добилась толку. (Ставит свечу). Который час?
А н д р е й (взглянув на часы). Девятого четверть.
Н а т а ш а. А Ольги и Ирины до сих пор еще нет. Не пришли. Всё трудятся бедняжки. Ольга на педагогическом совете, Ирина на телеграфе... (Вздыхает). Сегодня утром говорю твоей сестре: «Побереги, говорю, себя, Ирина, голубчик». И не слушает. Четверть девятого, говоришь? Я боюсь, Бобик наш совсем нездоров. Отчего он холодный такой? Вчера у него был жар, а сегодня холодный весь... Я так боюсь!
А н д р е й. Ничего, Наташа. Мальчик здоров.
Н а т а ш а. Но все-таки лучше пускай диэта. Я боюсь. И сегодня в десятом часу, говорили, ряженые у нас будут, лучше бы они не приходили, Андрюша.
А н д р е й. Право, я не знаю. Их ведь звали.
|
139
|
Н а т а ш а. Сегодня мальчишечка проснулся утром и глядит на меня, и вдруг улыбнулся; значит, узнал. «Бобик, говорю, здравствуй! Здравствуй, милый!» А он смеется. Дети понимают, отлично понимают. Так, значит, Андрюша, я скажу, чтобы ряженых не принимали.
А н д р е й (нерешительно). Да ведь это как сестры. Они тут хозяйки.
Н а т а ш а. И они тоже, я им скажу. Они добрые... (Идет). К ужину я велела простокваши. Доктор говорит, тебе нужно одну простоквашу есть, иначе не похудеешь. (Останавливается). Бобик холодный. Я боюсь, ему холодно в его комнате, пожалуй. Надо бы хоть до теплой погоды поместить его в другой комнате. Например, у Ирины комната как раз для ребенка: и сухо, и целый день солнце. Надо ей сказать, она пока может с Ольгой в одной комнате... Все равно днем дома не бывает, только ночует...
|
Пауза. |
Андрюшанчик, отчего ты молчишь?
А н д р е й. Так, задумался... Да и нечего говорить...
Н а т а ш а. Да... Что-то я хотела тебе сказать... Ах, да. Там из управы Ферапонт пришел, тебя спрашивает.
А н д р е й (зевает). Позови его.
|
Н а т а ш а уходит; Андрей, нагнувшись к забытой ею свече, читает книгу. Входит Ф е р а п о н т; он в старом трепаном пальто, с поднятым воротником, уши повязаны.
|
Здравствуй, душа моя. Что скажешь?
Ф е р а п о н т. Председатель прислал книжку и бумагу какую-то. Вот... (Подает книгу и пакет).
А н д р е й. Спасибо. Хорошо. Отчего же ты пришел так не рано? Ведь девятый час уже.
Ф е р а п о н т. Чего?
А н д р е й (громче). Я говорю, поздно пришел, уже девятый час.
Ф е р а п о н т. Так точно. Я пришел к вам, еще светло было, да не пускали всё. Барин, говорят, занят. Ну, что ж. Занят так занят, спешить мне некуда. (Думая, что Андрей спрашивает его о чем-то). Чего?
|
140
|
А н д ре й. Ничего. (Рассматривая книгу). Завтра пятница, у нас нет присутствия, но я все равно приду... займусь. Дома скучно...
|
Пауза. |
Милый дед, как странно меняется, как обманывает жизнь! Сегодня от скуки, от нечего делать, я взял в руки вот эту книгу – старые университетские лекции, и мне стало смешно... Боже мой, я секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, это – быть членом земской управы! Мне быть членом здешней земской управы, мне, которому снится каждую ночь, что я профессор московского университета, знаменитый ученый, которым гордится русская земля!
Ф е р а п о н т. Не могу знать... Слышу-то плохо...
А н д р е й. Если бы ты слышал как следует, то я, быть может, и не говорил бы с тобой. Мне нужно говорить с кем-нибудь, а жена меня не понимает, сестер я боюсь почему-то, боюсь, что они засмеют меня, застыдят... Я не пью, трактиров не люблю, но с каким удовольствием я посидел бы теперь в Москве у Тестова или в Большом Московском, голубчик мой.
Ф е р а п о н т. А в Москве, в управе давеча рассказывал подрядчик, какие-то купцы ели блины; один, который съел сорок блинов, будто помер. Не то сорок, не то пятьдесят. Не упомню.
А н д р е й. Сидишь в Москве, в громадной зале ресторана, никого не знаешь и тебя никто не знает, и в то же время не чувствуешь себя чужим. А здесь ты всех знаешь и тебя все знают, но чужой, чужой... Чужой и одинокий.
Ф е р а п о н т. Чего?
|
Пауза. |
И тот же подрядчик сказывал – может, и врет, – будто поперек всей Москвы канат протянут.
А н д р е й. Для чего?
Ф е р а п о н т. Не могу знать. Подрядчик говорил.
А н д р е й. Чепуха. (Читает книгу). Ты был когда-нибудь в Москве?
|
141
|
Ф е р а п о н т (после паузы). Не был. Не привел Бог.
|
Пауза. |
Мне идти?
А н д р е й. Можешь идти. Будь здоров.
|
Ф е р а п о н т уходит. |
Будь здоров. (Читая). Завтра утром придешь, возьмешь тут бумаги... Ступай...
|
Пауза. |
Он ушел.
|
Звонок. |
Да, дела... (Потягивается и не спеша уходит к себе).
|
За сценой поет нянька, укачивая ребенка. Входят М а ш а и В е р ш и н и н. Пока они потом беседуют, г о р н и ч н а я зажигает лампу и свечи.
|
М а ш а. Не знаю.
|
Пауза. |
Не знаю. Конечно, много значит привычка. После смерти отца, например, мы долго не могли привыкнуть к тому, что у нас уже нет денщиков. Но и помимо привычки, мне кажется, говорит во мне просто справедливость. Может быть, в других местах и не так, но в нашем городе самые порядочные, самые благородные и воспитанные люди – это военные.
В е р ш и н и н. Мне пить хочется. Я бы выпил чаю.
М а ш а (взглянув на часы). Скоро дадут. Меня выдали замуж, когда мне было восемнадцать лет, и я своего мужа боялась, потому что он был учителем, а я тогда едва кончила курс. Он казался мне тогда ужасно ученым, умным и важным. А теперь уж не то, к сожалению.
В е р ш и н и н. Так... да.
М а ш а. Про мужа я не говорю, к нему я привыкла, но между штатскими вообще так много людей грубых, не любезных, не воспитанных. Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен. Когда
|
142
|
мне случается быть среди учителей, товарищей мужа, то я просто страдаю.
В е р ш и н и н. Да-с... Но мне кажется, все равно, что штатский, что военный, одинаково неинтересно, по крайней мере, в этом городе. Все равно! Если послушать здешнего интеллигента, штатского или военного, то с женой он замучился, с домом замучился, с имением замучился, с лошадьми замучился... Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?
М а ш а. Почему?
В е р ш и н и н. Почему он с детьми замучился, с женой замучился? А почему жена и дети с ним замучились?
М а ш а. Вы сегодня немножко не в духе.
В е р ш и н и н. Может быть. Я сегодня не обедал, ничего не ел с утра. У меня дочь больна немножко, а когда болеют мои девочки, то мною овладевает тревога, меня мучает совесть за то, что у них такая мать. О, если бы вы видели ее сегодня! Что за ничтожество! Мы начали браниться с семи часов утра, а в девять я хлопнул дверью и ушел.
|
Пауза.
|
Я никогда не говорю об этом, и странно, жалуюсь только вам одной. (Целует руку). Не сердитесь на меня. Кроме вас одной, у меня нет никого, никого...
|
Пауза.
|
М а ш а. Какой шум в печке. У нас незадолго до смерти отца гудело в трубе. Вот точно так.
В е р ш и н и н. Вы с предрассудками?
М а ш а. Да.
В е р ш и н и н. Странно это. (Целует руку). Вы великолепная, чудная женщина. Великолепная, чудная! Здесь темно, но я вижу блеск ваших глаз.
М а ш а (садится на другой стул). Здесь светлей...
В е р ш и н и н. Я люблю, люблю, люблю... Люблю ваши глаза, ваши движения, которые мне снятся... Великолепная, чудная женщина!
|
143
|
М а ш а (тихо смеясь). Когда вы говорите со мной так, то я почему-то смеюсь, хотя мне страшно. Не повторяйте, прошу вас... (Вполголоса). А впрочем, говорите, мне все равно... (Закрывает лицо руками). Мне все равно. Сюда идут, говорите о чем-нибудь другом...
|
И р и н а и Т у з е н б а х входят через залу.
|
Т у з е н б а х. У меня тройная фамилия. Меня зовут барон Тузенбах-Кроне-Альтшауер, но я русский, православный, как вы. Немецкого у меня осталось мало, разве только терпеливость, упрямство, с каким я надоедаю вам. Я провожаю вас каждый вечер.
И р и н а. Как я устала!
Т у з е н б а х. И каждый вечер буду приходить на телеграф и провожать вас домой, буду десять-двадцать лет, пока вы не прогоните... (Увидев Машу и Вершинина, радостно). Это вы? Здравствуйте.
И р и н а. Вот я и дома, наконец. (Маше). Сейчас приходит одна дама, телеграфирует своему брату в Саратов, что у ней сегодня сын умер, и никак не может вспомнить адреса. Так и послала без адреса, просто в Саратов. Плачет. И я ей нагрубила ни с того ни с сего. «Мне, говорю, некогда». Так глупо вышло. Сегодня у нас ряженые?
М а ш а. Да.
И р и н а (садится в кресле). Отдохнуть. Устала.
Т у з е н б а х (с улыбкой). Когда вы приходите с должности, то кажетесь такой маленькой, несчастненькой...
|
Пауза. |
И р и н а. Устала. Нет, не люблю я телеграфа, не люблю.
М а ш а. Ты похудела... (Насвистывает). И помолодела, и на мальчишку стала похожа лицом.
Т у з е н б а х. Это от прически.
И р и н а. Надо поискать другую должность, а эта не по мне. Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней именно и нет. Труд без поэзии, без мыслей...
|
Стук в пол. |
144
|
Доктор стучит. (Тузенбаху). Милый, постучите. Я не могу... устала...
|
Тузенбах стучит в пол. |
Сейчас придет. Надо бы принять какие-нибудь меры. Вчера доктор и наш Андрей были в клубе и опять проигрались. Говорят, Андрей двести рублей проиграл.
М а ш а (равнодушно). Что ж теперь делать!
И р и н а. Две недели назад проиграл, в декабре проиграл. Скорее бы всё проиграл, быть может, уехали бы из этого города. Господи Боже мой, мне Москва снится каждую ночь, я совсем как помешанная. (Смеется). Мы переезжаем туда в июне, а до июня осталось еще... февраль, март, апрель, май... почти полгода!
М а ш а. Надо только, чтобы Наташа не узнала как-нибудь о проигрыше.
И р и н а. Ей, я думаю, все равно.
|
Ч е б у т ы к и н, только что вставший с постели, – он отдыхал после обеда, – входит в залу и причесывает бороду, потом садится там за стол и вынимает из кармана газету.
|
М а ш а. Вот пришел... Он заплатил за квартиру?
И р и н а (смеется). Нет. За восемь месяцев ни копеечки. Очевидно, забыл.
М а ш а (смеется). Как он важно сидит!
|
Все смеются; пауза. |
И р и н а. Что вы молчите, Александр Игнатьич?
В е р ш и н и н. Не знаю. Чаю хочется. Полжизни за стакан чаю! С утра ничего не ел...
Ч е б у т ы к и н. Ирина Сергеевна!
И р и н а. Что вам?
Ч е б у т ы к и н. Пожалуйте сюда. Venez ici.
|
Ирина идет и садится за стол. |
Я без вас не могу.
|
Ирина раскладывает пасьянс. |
В е р ш и н и н. Что ж? Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем.
Т у з е н б а х. Давайте. О чем?
В е р ш и н и н. О чем? Давайте помечтаем... например, о той жизни, какая будет после нас, лет через двести-триста.
|
145
|
Т у з е н б а х. Что ж? После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая. И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «ах, тяжко жить!» – и вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти.
В е р ш и н и н (подумав). Как вам сказать? Мне кажется, все на земле должно измениться мало-помалу и уже меняется на наших глазах. Через двести-триста, наконец, тысячу лет, – дело не в сроке, – настанет новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим ее – и в этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье.
|
Маша тихо смеется. |
Т у з е н б а х. Что вы?
М а ш а. Не знаю. Сегодня весь день смеюсь с утра.
В е р ш и н и н. Я кончил там же, где и вы, в академии я не был; читаю я много, но выбирать книг не умею и читаю, быть может, совсем не то, что нужно, а между тем, чем больше живу, тем больше хочу знать. Мои волосы седеют, я почти старик уже, но знаю мало, ах, как мало! Но все же, мне кажется, самое главное и настоящее я знаю, крепко знаю. И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас... Мы должны только работать и работать, а счастье это удел наших далеких потомков.
|
Пауза. |
Не я, то хоть потомки потомков моих.
|
Ф е д о т и к и Р о д э показываются в зале; они садятся и напевают тихо, наигрывая на гитаре. |
Т у з е н б а х. По-вашему, даже не мечтать о счастье! Но если я счастлив!
В е р ш и н и н. Нет.
Т у з е н б а х (всплеснув руками и смеясь). Очевидно, мы не понимаем друг друга. Ну, как мне убедить вас?
|
Маша тихо смеется. |
146
|
(Показывая ей палец). Смейтесь! (Вершинину). Не то что через двести или триста, но и через миллион лет жизнь останется такою же, как и была; она не меняется, остается постоянною, следуя своим собственным законам, до которых вам нет дела или, по крайней мере, которых вы никогда не узнаете. Перелетные птицы, журавли, например, летят и летят, и какие бы мысли, высокие или малые, ни бродили в их головах, все же будут лететь и не знать, зачем и куда. Они летят и будут лететь, какие бы философы ни завелись среди них; и пускай философствуют, как хотят, лишь бы летели...
М а ш а. Все-таки смысл?
Т у з е н б а х. Смысл... Вот снег идет. Какой смысл?
|
Пауза. |
М а ш а. Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста... Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе... Или знать, для чего живешь, или же все пустяки, трын-трава.
|
Пауза. |
В е р ш и н и н. Все-таки жалко, что молодость прошла...
М а ш а. У Гоголя сказано: скучно жить на этом свете, господа!
Т у з е н б а х. А я скажу: трудно с вами спорить, господа! Ну вас совсем...
Ч е б у т ы к и н (читая газету). Бальзак венчался в Бердичеве.
|
Ирина напевает тихо. |
Даже запишу себе это в книжку. (Записывает). Бальзак венчался в Бердичеве. (Читает газету).
И р и н а (раскладывает пасьянс, задумчиво). Бальзак венчался в Бердичеве.
Т у з е н б а х. Жребий брошен. Вы знаете, Мария Сергеевна, я подаю в отставку.
М а ш а. Слышала. И ничего я не вижу в этом хорошего. Не люблю я штатских.
Т у з е н б а х. Все равно... (Встает). Я не красив, какой я военный? Ну, да все равно, впрочем... Буду работать. Хоть один день в моей жизни поработать
|
147
|
так, чтобы прийти вечером домой, в утомлении повалиться в постель и уснуть тотчас же. (Уходя в залу). Рабочие, должно быть, спят крепко!
Ф е д о т и к (Ирине). Сейчас на Московской у Пыжикова купил для вас цветных карандашей. И вот этот ножичек...
И р и н а. Вы привыкли обращаться со мной, как с маленькой, но ведь я уже выросла... (Берет карандаши и ножичек, радостно). Какая прелесть!
Ф е д о т и к. А для себя я купил ножик... вот поглядите... нож, еще другой нож, третий, это в ушах ковырять, это ножнички, это ногти чистить...
Р о д э (громко). Доктор, сколько вам лет?
Ч е б у т ы к и н. Мне? Тридцать два.
|
Смех. |
Ф е д о т и к. Я сейчас покажу вам другой пасьянс... (Раскладывает пасьянс).
|
Подают самовар; Анфиса около самовара; немного погодя приходит Н а т а ш а и тоже суетится около стола; приходит С о л е н ы й и, поздоровавшись, садится за стол.
|
В е р ш и н и н. Однако, какой ветер!
М а ш а. Да. Надоела зима. Я уже и забыла, какое лето.
И р и н а. Выйдет пасьянс, я вижу. Будем в Москве.
Ф е д о т и к. Нет, не выйдет. Видите, осьмерка легла на двойку пик. (Смеется). Значит, вы не будете в Москве.
Ч е б у т ы к и н (читает газету). Цицикар. Здесь свирепствует оспа.
А н ф и с а (подходя к Маше). Маша, чай кушать, матушка. (Вершинину). Пожалуйте, ваше высокоблагородие... простите, батюшка, забыла имя, отчество...
М а ш а. Принеси сюда, няня. Туда не пойду.
И р и н а. Няня!
А н ф и с а. Иду-у!
Н а т а ш а (Соленому). Грудные дети прекрасно понимают. «Здравствуй, говорю, Бобик. Здравствуй, милый!» Он взглянул на меня как-то особенно. Вы думаете, во мне говорит только мать, но нет, нет, уверяю вас! Это необыкновенный ребенок.
С о л е н ы й. Если бы этот ребенок был мой, то я
|
148
|
изжарил бы его на сковородке и съел бы. (Идет со стаканом в гостиную и садится в угол).
Н а т а ш а (закрыв лицо руками). Грубый, невоспитанный человек!
М а ш а. Счастлив тот, кто не замечает, лето теперь или зима. Мне кажется, если бы я была в Москве, то относилась бы равнодушно к погоде...
В е р ш и н и н. На днях я читал дневник одного французского министра, писанный в тюрьме. Министр был осужден за Панаму. С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром. Теперь, конечно, когда он выпущен на свободу, он уже по-прежнему не замечает птиц. Так же и вы не будете замечать Москвы, когда будете жить в ней. Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его.
Т у з е н б а х (берет со стола коробку). Где же конфекты?
И р и н а. Соленый съел.
Т у з е н б а х. Все?
А н ф и с а (подавая чай). Вам письмо, батюшка.
В е р ш и н и н. Мне? (Берет письмо). От дочери. (Читает). Да, конечно... Я, извините, Мария Сергеевна, уйду потихоньку. Чаю не буду пить. (Встает взволнованный). Вечно эти истории...
М а ш а. Что такое? Не секрет?
В е р ш и н и н (тихо). Жена опять отравилась. Надо идти. Я пройду незаметно. Ужасно неприятно все это. (Целует Маше руку). Милая моя, славная, хорошая женщина... Я здесь пройду потихоньку... (Уходит).
А н ф и с а. Куда же он? А я чай подала... Экой какой.
М а ш а (рассердившись). Отстань! Пристаешь тут, покоя от тебя нет... (Идет с чашкой к столу). Надоела ты мне, старая!
А н ф и с а. Что ж ты обижаешься? Милая!
Г о л о с А н д р е я. Анфиса!
А н ф и с а (дразнит). Анфиса! Сидит там... (Уходит).
М а ш а (в зале у стола, сердито). Дайте же мне сесть! (Мешает на столе карты). Расселись тут с картами. Пейте чай!
|
149
|
И р и н а. Ты, Машка, злая.
М а ш а. Раз я злая, не говорите со мной. Не трогайте меня!
Ч е б у т ы к и н (смеясь). Не трогайте ее, не трогайте...
М а ш а. Вам шестьдесят лет, а вы, как мальчишка, всегда городите черт знает что.
Н а т а ш а (вздыхает). Милая Маша, к чему употреблять в разговоре такие выражения? При твоей прекрасной наружности в приличном светском обществе ты, я тебе прямо скажу, была бы просто очаровательна, если бы не эти твои слова. Je vous prie, pardonnez moi, Marie, mais vous avez des manières un peu grossières.
Т у з е н б а х (сдерживая смех). Дайте мне... дайте мне... Там, кажется, коньяк...
Н а т а ш а. Il parait, que mon Бобик déjà ne dort pas, проснулся. Он у меня сегодня нездоров. Я пойду к нему, простите... (Уходит).
И р и н а. А куда ушел Александр Игнатьич?
М а ш а. Домой. У него опять с женой что-то необычайное.
Т у з е н б а х (идет к Соленому, в руках графинчик с коньяком). Все вы сидите один, о чем-то думаете – и не поймешь, о чем. Ну, давайте мириться. Давайте выпьем коньяку.
|
Пьют. |
Сегодня мне придется играть на пианино всю ночь, вероятно, играть всякий вздор... Куда ни шло!
С о л е н ы й. Почему мириться? Я с вами не ссорился.
Т у з е н б а х. Всегда вы возбуждаете такое чувство, как будто между нами что-то произошло. У вас характер странный, надо сознаться.
С о л е н ы й (декламируя). Я странен, не странен кто ж! Не сердись, Алеко!
Т у з е н б а х. И при чем тут Алеко...
|
Пауза. |
150
|
С о л е н ы й. Когда я вдвоем с кем-нибудь, то ничего, я как все, но в обществе я уныл, застенчив и... говорю всякий вздор. Но все-таки я честнее и благороднее очень, очень многих. И могу это доказать.
Т у з е н б а х. Я часто сержусь на вас, вы постоянно придираетесь ко мне, когда мы бываем в обществе, но все же вы мне симпатичны почему-то. Куда ни шло, напьюсь сегодня. Выпьем!
С о л е н ы й. Выпьем.
|
Пьют. |
Я против вас, барон, никогда ничего не имел. Но у меня характер Лермонтова. (Тихо). Я даже немножко похож на Лермонтова... как говорят... (Достает из кармана флакон с духами и льет на руки).
Т у з е н б а х. Подаю в отставку. Баста! Пять лет все раздумывал и, наконец, решил. Буду работать.
С о л е н ы й (декламируя). Не сердись, Алеко... Забудь, забудь мечтания свои...
|
Пока они говорят, А н д р е й входит с книгой тихо и садится у свечи. |
Т у з е н б а х. Буду работать.
Ч е б у т ы к и н (идя в гостиную с Ириной). И угощение было тоже настоящее кавказское: суп с луком, а на жаркое – чехартма, мясное.
С о л е н ы й. Черемша вовсе не мясо, а растение вроде нашего лука.
Ч е б у т ы к и н. Нет-с, ангел мой. Чехартма не лук, а жаркое из баранины.
С о л е н ы й. А я вам говорю, черемша – лук.
Ч е б у т ы к и н. А я вам говорю, чехартма – баранина.
С о л е н ы й. А я вам говорю, черемша – лук.
Ч е б у т ы к и н. Что же я буду с вами спорить! Вы никогда не были на Кавказе и не ели чехартмы.
С о л е н ы й. Не ел, потому что терпеть не могу. От черемши такой же запах, как от чеснока.
А н д р е й (умоляюще). Довольно, господа! Прошу вас!
Т у з е н б а х. Когда придут ряженые?
И р и н а. Обещали к девяти; значит, сейчас.
|
151
|
Т у з е н б а х (обнимает Андрея). Ах вы сени, мои сени, сени новые мои...
А н д р е й (пляшет и поет). Сени новые, кленовые...
Ч е б у т ы к и н (пляшет). Решетчаты-е!
|
Смех. |
Т у з е н б а х (целует Андрея). Черт возьми, давайте выпьем. Андрюша, давайте выпьем на ты. И я с тобой, Андрюша, в Москву, в университет.
С о л е н ы й. В какой? В Москве два университета.
А н д р е й. В Москве один университет.
С о л е н ы й. А я вам говорю – два.
А н д р е й. Пускай хоть три. Тем лучше.
С о л е н ы й. В Москве два университета!
|
Ропот и шиканье. |
В Москве два университета: старый и новый. А если вам неугодно слушать, если мои слова раздражают вас, то я могу не говорить. Я даже могу уйти в другую комнату... (Уходит в одну из дверей).
Т у з е н б а х. Браво, браво! (Смеется). Господа, начинайте, я сажусь играть! Смешной этот Соленый... (Садится за пианино, играет вальс).
М а ш а (танцует вальс одна). Барон пьян, барон пьян, барон пьян!
|
Входит Н а т а ш а. |
Н а т а ш а (Чебутыкину). Иван Романыч! (Говорит о чем-то Чебутыкину, потом тихо уходит).
|
Чебутыкин трогает Тузенбаха за плечо и шепчет ему о чем-то. |
И р и н а. Что такое?
Ч е б у т ы к и н. Нам пора уходить. Будьте здоровы.
Т у з е н б а х. Спокойной ночи. Пора уходить.
И р и н а. Позвольте... А ряженые?..
А н д р е й (сконфуженный). Ряженых не будет. Видишь ли, моя милая, Наташа говорит, что Бобик не совсем здоров, и потому... Одним словом, я не знаю, мне решительно все равно.
И р и н а (пожимая плечами). Бобик нездоров!
|
152
|
М а ш а. Где наша не пропадала! Гонят, стало быть надо уходить. (Ирине). Не Бобик болен, а она сама... Вот! (Стучит пальцем по лбу). Мещанка!
|
А н д р е й уходит в правую дверь к себе, Ч е б у т ы к и н идет за ним; в зале прощаются. |
Ф е д о т и к. Какая жалость! Я рассчитывал провести вечерок, но если болен ребеночек, то, конечно... Я завтра принесу ему игрушечку...
Р о д э (громко). Я сегодня нарочно выспался после обеда, думал, что всю ночь буду танцевать. Ведь теперь только девять часов!
М а ш а. Выйдем на улицу, там потолкуем. Решим, что и как.
|
Слышно: «Прощайте! Будьте здоровы!» Слышен веселый смех Тузенбаха. Все уходят. Анфиса и горничная убирают со стола, тушат огни. Слышно, как поет нянька. А н д р е й в пальто и шляпе и Ч е б у т ы к и н тихо входят.
|
Ч е б у т ы к и н. Жениться я не успел, потому что жизнь промелькнула, как молния, да и потому, что безумно любил твою матушку, которая была замужем...
А н д р е й. Жениться не нужно. Не нужно, потому что скучно.
Ч е б у т ы к и н. Так-то оно так, да одиночество. Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука, голубчик мой... Хотя в сущности... конечно, решительно все равно!
А н д р е й. Пойдемте скорей.
Ч е б у т ы к и н. Что же спешить? Успеем.
А н д р е й. Я боюсь, жена бы не остановила.
Ч е б у т ы к и н. А!
А н д р е й. Сегодня я играть не стану, только так посижу. Нездоровится... Что мне делать, Иван Романыч, от одышки?
Ч е б у т ы к и н. Что спрашивать! Не помню, голубчик. Не знаю.
А н д р е й. Пройдем кухней.
|
Уходят.
Звонок, потом опять звонок; слышны голоса, смех. |
И р и н а (входит). Что там?
|
153
|
А н ф и с а (шепотом). Ряженые!
|
Звонок. |
И р и н а. Скажи, нянечка, дома нет никого. Пусть извинят.
|
А н ф и с а уходит. Ирина в раздумье ходит по комнате; она взволнована. Входит С о л е н ы й. |
С о л е н ы й (в недоумении). Никого нет... А где же все?
И р и н а. Ушли домой.
С о л е н ы й. Странно. Вы одни тут?
И р и н а. Одна.
|
Пауза. |
Прощайте.
С о л е н ы й. Давеча я вел себя недостаточно сдержанно, нетактично. Но вы не такая, как все, вы высоки и чисты, вам видна правда... Вы одна, только вы одна можете понять меня. Я люблю, глубоко, бесконечно люблю...
И р и н а. Прощайте! Уходите.
С о л е н ы й. Я не могу жить без вас. (Идя за ней). О, мое блаженство! (Сквозь слезы). О, счастье! Роскошные, чудные, изумительные глаза, каких я не видел ни у одной женщины...
И р и н а (холодно). Перестаньте, Василий Васильич!
С о л е н ы й. Первый раз я говорю о любви к вам, и точно я не на земле, а на другой планете. (Трет себе лоб). Ну, да все равно. Насильно мил не будешь, конечно... Но счастливых соперников у меня не должно быть... Не должно... Клянусь вам всем святым, соперника я убью... О, чудная!
|
Н а т а ш а проходит со свечой. |
Н а т а ш а (заглядывает в одну дверь, в другую и проходит мимо двери, ведущей в комнату мужа). Тут Андрей. Пусть читает. Вы простите, Василий Васильич, я не знала, что вы здесь, я по-домашнему.
С о л е н ы й. Мне все равно. Прощайте! (Уходит).
Н а т а ш а. А ты устала, милая, бедная моя девочка! (Целует Ирину). Ложилась бы спать пораньше.
И р и н а. Бобик спит? |
154
|
Н а т а ш а. Спит. Но неспокойно спит. Кстати, милая, я хотела тебе сказать, да все то тебя нет, то мне некогда... Бобику в теперешней детской, мне кажется, холодно и сыро. А твоя комната такая хорошая для ребенка. Милая, родная, переберись пока к Оле!
И р и н а (не понимая). Куда?
|
Слышно, к дому подъезжает тройка с бубенчиками. |
Н а т а ш а. Ты с Олей будешь в одной комнате, пока что, а твою комнату Бобику. Он такой милашка, сегодня я говорю ему: «Бобик, ты мой! Мой!» А он на меня смотрит своими глазеночками.
|
Звонок. |
Должно быть, Ольга. Как она поздно!
|
Г о р н и ч н а я подходит к Наташе и шепчет ей на ухо. |
Протопопов? Какой чудак. Приехал Протопопов, зовет меня покататься с ним на тройке. (Смеется). Какие странные эти мужчины...
|
Звонок. |
Кто-то там пришел. Поехать разве на четверть часика прокатиться... (Горничной). Скажи, сейчас.
|
Звонок. |
Звонят... там Ольга, должно быть. (Уходит).
|
Г о р н и ч н а я убегает; Ирина сидит задумавшись; входят К у л ы г и н, О л ь г а, за ними В е р ш и н и н.
|
К у л ы г и н. Вот тебе и раз. А говорили, что у них будет вечер.
В е р ш и н и н. Странно, я ушел недавно, полчаса назад, и ждали ряженых...
И р и н а. Все ушли.
К у л ы г и н. И Маша ушла? Куда она ушла? А зачем Протопопов внизу ждет на тройке? Кого он ждет?
И р и н а. Не задавайте вопросов... Я устала.
К у л ы г и н. Ну, капризница...
О л ь г а. Совет только что кончился. Я замучилась. Наша начальница больна, теперь я вместо нее. Голова, голова болит, голова... (Садится). Андрей проиграл
|
155
|
вчера в карты двести рублей... Весь город говорит об этом...
К у л ы г и н. Да, и я устал на совете. (Садится).
В е р ш и н и н. Жена моя сейчас вздумала попугать меня, едва не отравилась. Все обошлось, и я рад, отдыхаю теперь... Стало быть, надо уходить? Что ж, позвольте пожелать всего хорошего. Федор Ильич, поедемте со мной куда-нибудь! Я дома не могу оставаться, совсем не могу... Поедемте!
К у л ы г и н. Устал. Не поеду. (Встает). Устал. Жена домой пошла?
И р и н а. Должно быть.
К у л ы г и н (целует Ирине руку). Прощай. Завтра и послезавтра целый день отдыхать. Всего хорошего! (Идет). Чаю очень хочется. Рассчитывал провести вечер в приятном обществе и – o, fallacem hominum spem!.. Винительный падеж при восклицании...
В е р ш и н и н. Значит, один поеду. (Уходит с Кулыгиным, посвистывая).
О л ь г а. Голова болит, голова... Андрей проиграл... весь город говорит... Пойду лягу. (Идет). Завтра я свободна... О, боже мой, как это приятно! Завтра свободна, послезавтра свободна... Голова болит, голова... (Уходит).
И р и н а (одна). Все ушли. Никого нет.
|
На улице гармоника, нянька поет песню. |
Н а т а ш а (в шубе и шапке идет через залу; за ней горничная). Через полчаса я буду дома. Только проедусь немножко. (Уходит).
И р и н а (оставшись одна, тоскует). В Москву! В Москву! В Москву!
|
З а н а в е с |
156
|
|
Действие третье |
В раздел
|
Комментарии |
|